Искусство на ткани: от шелка и шерсти до меха, стекла и дерева

История развития

сложно сказать, сколько времени существует искусство живописи в Китае. Образцы инструментов, датируемые 5000-6000 годами, были раскрашены в разные цвета, украшены растительными мотивами, изображениями животных и растений. Рисунки на тарелках и тканях изображали сцены из повседневной жизни. Предметы домашнего обихода считаются самыми ранними примерами развития традиционной китайской живописи.

Китай стал рабовладельческим государством около 2000 г до н.э. Образы этого периода не дошли до нашего времени, но скульптурные изображения из бронзы говорят об уровне развития искусства

Внимание к деталям и своеобразие искусства присуще китайской культуре на протяжении нескольких тысячелетий развития

В 1949 году в гробнице периода 475 — 221 гг. До н.э была найдена картина на шелке с изображениями человеческих фигур, животных, мифологических существ — драконов и фениксов. Первая работа из шелка, найденная в Китае, имеет длину 30 см и ширину 20 см.

Ранние рисунки на шелке в направлениях Шесть и Гунби ясно показывают, что древние китайцы были знакомы с искусством письма и рисования кистью и тушью на шелке. Первая фаза развития Гохуа характеризовалась доминированием мифологических и религиозных сюжетов. Картины на бумаге появились позже, чем на шелке, по той простой причине, что изобретение шелка предшествовало бумаге на многие сотни лет.

В 1964 году при раскопках захоронения династии Цин был найден цветной рисунок на бумаге. На нем изображены вершина горы, солнце, луна и Большая Медведица, а также сцены природы. Размеры картины 106,5 см в длину и 47 см в ширину. Это единственная картина, написанная на бумаге периода Цин. Это изображение считается представителем развития живописи в Китае.

Преимущества использования пастели для создания рисунков на шелковой ткани

1. Большой выбор цветов и оттенков.

Пастельные краски позволяют художнику экспериментировать с различными комбинациями цветов и создавать уникальные палитры. Мягкие и насыщенные оттенки пастелей ярко выражают и передают насыщенность цветов шелка, что способствует созданию реалистичных и глубоких рисунков.

2. Легкость и мягкость нанесения.

Пастель прекрасно скользит по поверхности шелка, благодаря чему можно легко наносить и выделять различные элементы рисунка. За счет своей мягкости, пастель обеспечивает плавное и ровное нанесение, что позволяет создавать гармоничные переходы и объемные эффекты.

3. Возможность работы с текстурой ткани.

Пастель хорошо считывает фактуру шелка, что позволяет художнику создавать рисунки, подчеркивающие особенности текстуры и структуры ткани. Благодаря этому, изображение оживает, приобретает объемность и реалистичность.

4. Долговечность и стойкость цвета.

Хорошо нанесенный и зафиксированный пастельный рисунок на шелке имеет высокую стойкость цвета и сохраняется на протяжении длительного времени. Пастельная техника позволяет достичь высокой растительности и насыщенности цвета, которые сохраняются после фиксации. Это является важным фактором при создании драгоценных предметов ручной работы.

Использование пастели для создания рисунков на шелковой ткани открывает неограниченные возможности художникам и дизайнерам, позволяя создавать элегантные и уникальные изделия. Эта техника отлично подходит для тех, кто хочет выразить свою творческую натуру и создать что-то по-настоящему прекрасное.

«Четыре сокровища»

Для рисования традиционных картин авторы используют ограниченный набор инструментов: черную тушь (или акварель), китайскую кисть из натуральной шерсти, бумагу и приспособление для оттирания краски. Многие художники до сих пор отдают предпочтение монохромной живописи, считая, что это «раскроет сущность природы».

Большое внимание на даче уделяется качеству туши, для работы используется плитка с черным лаковым отливом. Мастера натирают их водой, добиваясь нужной консистенции и создавая самые разные оттенки

Как признаются китайские художники, добиться желаемых эффектов невозможно из-за некачественной европейской туши.

Для росписи используется специальная суановая (рисовая) бумага с особой фактурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопке.

Чернильницы высоко ценятся, и многие из них передаются из поколения в поколение. Эти устройства, иногда изысканно декорированные, изготовлены из нефрита или обожженной глины.

Инструменты и материалы

Для создания рисунка на шелке с использованием карандаша вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Карандаши разных толщин (желательно иметь набор, включающий тонкие, средние и толстые)
  • Листы шелка (можно приобрести в специализированных магазинах или онлайн)
  • Плотная картона или планшет для подкладки (чтобы не повредить рабочую поверхность)
  • Ластик (для исправления ошибок и удаления наметок перед нанесением окончательных линий)
  • Линейка (для создания прямых и ровных линий)
  • Ножницы (для обрезки и подготовки листов шелка)
  • Клей для шелка (для фиксации ткани на рабочей поверхности)
  • Шелковые краски или маркеры (для заливки и окрашивания рисунка)
  • Бумажные салфетки или губка (для удаления излишков краски и создания эффектов)
  • Утюг (для фиксации рисунка на шелке и его стирки по инструкции)

Убедитесь, что вы имеете все необходимые материалы перед началом работы. Это поможет вам сосредоточиться на творчестве и получить отличный результат.

Подготовка шелковой ткани перед нанесением пастели

Шаг 1:

Помыть ткань. Перед началом работы рекомендуется провести стирку шелковой ткани, чтобы удалить потенциально грязь или остатки от отделки. Используйте мягкий режим стирки и деликатное моющее средство, чтобы избежать повреждения ткани.

Шаг 2:

Приготовьте поверхность. Расправьте ткань на плоской, чистой поверхности, которая будет использоваться в качестве рабочего пространства. Рекомендуется использовать подложку из картона или кусок плотной ткани, чтобы предотвратить протекание пастели на стол или столешницу.

Шаг 3:

Отбеливание ткани (опционально). Если вы хотите получить более светлые оттенки пастели, можете попробовать предварительное отбеливание ткани. Для этого используйте безопасные отбеливатели, предназначенные специально для шелка и следуйте инструкциям производителя.

Шаг 4:

Закрепление ткани. Чтобы ткань не двигалась во время работы, закрепите ее на рабочей поверхности. Для этого подойдут клипсы, булавки или клеевая лента. Убедитесь, что ткань натянута до необходимой степени, чтобы избежать складок и смещений.

Шаг 5:

Наклеивание маскирующего ленты. Если вы планируете создать рисунок на шелковой ткани, вы можете использовать маскирующую ленту для выделения границ между различными областями. Это поможет сохранить четкость контуров и предотвратить смешивание оттенков.

Шаг 6:

Дополнительные шаги (по желанию). В зависимости от ваших предпочтений и требований, вы можете применить дополнительные методы подготовки, такие как нанесение покрытия или фиксации ткани. Все это можно осуществить с помощью специальных средств, предназначенных для работы с шелком и пастелью.

Выбор мотивов и композиция

Прежде чем начать рисовать, стоит подумать о мотиве, который вам будет интересно воплотить на шелке. Мотив – это та тема или объект, который вы решите изобразить на вашем будущем рисунке. Это может быть цветок, зверек, пейзаж или какие-либо абстрактные фигуры. Выбор мотива зависит от вашего вкуса, интересов и желания экспериментировать.

Один из способов выбора мотива – следовать своим эмоциям и интуиции. Найдите темы или объекты, которые вам особенно близки и вызывают положительные эмоции. Это может быть что-то, связанное с природой, путешествиями или просто что-то, что вас вдохновляет.

Кроме того, стоит обратить внимание на композицию – это расположение элементов рисунка на поверхности шелка. Хорошо спланированная композиция позволит создать урбанистический эффект и балансировать негативное пространство

Для начала можно попробовать разделить поверхность шелка на несколько частей или использовать основные правила композиции, такие как «закон третей», «золотое сечение» или «гармонические линии». Эти техники помогут вам создать гармоничный и интересный рисунок.

И помните, что на каждый мотив и композицию есть множество вариантов. Освещение, цвета и формы могут варьироваться в зависимости от вашего воображения и творческого видения. Не бойтесь экспериментировать и наслаждайтесь процессом!

2. Рисуем Шерстяной Рукав

Шаг 1

Начните с чего-нибудь, на чём может быть одета шерстяная одежда. Это может быть простой локоть. Используйте карандаш HB на этом этапе.

Шаг 2

Обверните руку в кривые линии. Чем больше линий, тем свободнее будет казаться шерстяная ткань. В местах, где материал изгибается, линии должны быть плотнее друг к другу.

Шаг 3

Используйте кривые в качестве предполагаемого направления потока материала. Сначала нарисуйте с одной стороны …

…затем с другой стороны

…затем заполните середину.

Данная техника поможет вам увидеть складки такими, какими они являются на самом деле – изгиб цельного фрагмента материала, а не что-то отдельное, прилипшее к материалу.

Шаг 8

Ещё раз выберите карандаш HB, чтобы нарисовать ряды нитей. Вы можете сделать их уже, если хотите получить более мягкий вид.

Шаг 11

С помощью карандаша 4B, дополнительно затемните затенённую часть, включая ряды на границе между светом и тенью. Это придаст текстуре более 3D вид.

Шаг 12

В заключение, возьмите 6B карандаш, а затем аккуратно добавьте детали к заштрихованным участкам. Простые тёмные точки вдоль рядов придадут им глубину и более детальный вид. Не оставляйте какие-либо широкие яркие поверхности – «разбавьте» их какой-нибудь нестандартной тенью.

Подготовка шелка

Перед тем, как приступить к рисованию на шелке карандашом, необходимо правильно подготовить сам шелк. Это позволит получить качественный результат и улучшит сцепление пигмента с тканью.

Важно помнить, что перед рисованием любой ткани, включая шелк, необходимо провести ее предварительную обработку. Это поможет удалить лишние примеси и придать материалу необходимую мягкость

Для начала рекомендуется смочить шелк в воде при комнатной температуре. Далее следует аккуратно выжать излишки влаги, но не сильно выкручивать ткань.

После этого рекомендуется прогладить шелк утюгом на режиме «шелк» или «деликатная ткань». Гладить следует через бумажное полотенце или марлю, чтобы предотвратить прямой контакт утюга с шелком.

Готовность шелка можно проверить, проводя по нему пальцем. Если ткань стала гладкой и мягкой, значит, она готова для рисования.

Если на шелке остались следы от сматывания, их можно удалить с помощью пушистой бумажной салфетки, аккуратно протирая засохшие капли.

Нежность акварели

Вьетнамские художники освоили письмо по шелку уже после обретения мастерства в живописи по бумаге. Это не могло не сказаться на технике письма, а значит, и на впечатлении, производимом их легкими шелковыми акварелями. На вьетнамских картинах по шелку поверхность ткани выступает как равноправный цветовой акцент, а определение «цвет шелка» стало изысканным комплиментом свежему личику юной красавицы.

Вьетнамская традиционная акварель по шелку. Фрагмент. XX в.

Сегодня роспись по шелку популярна скорее как вид рукоделия, но ее ценность от этого не уменьшается. Индонезийский батик, индийские многосюжетные композиции или японская хрупкая ветка сакуры — сияющие краски на шелке всегда радуют глаз.

Поделиться ссылкой

1. Рисуем Шёлковую Ткань

Шаг 1

Начните с овала – это будет верх цилиндрической части, которая будет покрыта тканью. Для этого используйте карандаш HB.

Шаг 2

Нарисуйте ещё один овал ниже предыдущего, он должен больше размером. Это создаст гладкий край ткани, свисающий вниз под действием силы тяжести, но не прилипший к краю цилиндра.

Шаг 4

Нарисуйте край ткани, а также спланируйте складки ткани. Вы можете проявить изобретательность здесь – главное. чтобы не было пересечений.

Шаг 13

Возвращаемся к карандашу HB, наклоните его, чтобы добавить затенение на поверхность ткани. Будьте аккуратны, не удаляйте линии складок во время процесса – вы можете нажимать карандаш сильнее в местах тени, сохраняя видимость складок.

Шаг 15

С помощью карандаша 2B, затените складки одну за одной. Независимо от того, выпуклая ли складка или вогнутая, всегда оставляйте полоску блика посередине – это характерно для шёлка. Примените растушку, когда закончите.

Участки, которые освещены напрямую, должны быть менее контрастными

Также обратите внимание на то, как полоски бликов соединены в дугах у верхней части, где нет складок

Шаг 17

Чтобы завершить рисунок, пройдитесь ластиком вдоль полосок бликов, чтобы сделать их более выразительными. Не стесняйтесь использовать карандаш 6B в самых тёмных углублениях складок, но только разумно используйте его. Если ваша ткань должна быть тёмного цвета, то затемните весь рисунок, сохраняя блики только белыми.

Like this post? Please share to your friends: