Стили китайской живописи
В традиционной китайской живописи существует два стиля это гунби и се-и.
Гунби
Гунби — «техника прилежной кисти», «техника тонкой кисти». В отличие от се-и техника гунби предполагает реалистичность и высокую детализацию предмета, прописывание мелких деталей.
Весеннее утро в Ханьском дворце. Фрагмент. XVI в. Художник – Цю Ин (ок. 1494–1552). Музей императорского дворца, Тайбэй
Именно в этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцовых покоев императорских семей и знати. Скажем больше, художники, работавшие на службе у императора, просто обязаны были владеть стилем гунби.
Особенности присущие стилю гунби:
- Детализация предмета, контурная техника
- Усиление контраста путем послойного наложения цвета
- Изысканное изображение предметов
Самые известные художники стиля гунби:
Ян Либянь (ок. 600-673) — известный художник династии Тан. Больше всего любил изображать сюжеты из даосских и буддистских притч.
Чжан Сюань (713-755) — теоретик и историк живописиЧжан Яньюань(IXв.) охарактеризовал его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей».При жизни не пользовался большой известностью. Но имя мастера часто упоминалось в позднейших дискуссиях о танской живописи
Чжоу Фан (ок. 730-800) — китайский художник периодаТан. Мастер ушёл далеко в своём стиле, посвятил своё искусство портретированию богатых и знатных людей.
Гу Хучжон (937-975)
Император Хуэй Чжун (1082-1135)
Тан Инь (1470-1524)
Цю Ин (1494-1552) — не был придворным художником, это самородок, который добился художественных достижений упорным трудом.
Чэнь Хуншоу (1598-1652) — поэт, художник, каллиграф. Его работы отличались экзотичностью, легкостью и свободным стилем.
Се-и
Стиль китайской живописи се-и (寫意) это передача идеи и чувств художника. Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее не возможно.
В этом стиле нет четких линий, нет детализации. Стилю Се-и присущи широкие, свободные мазки широкой кистью. Недаром этот стиль называют «грубая кисть».
Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби, но зато они более искренни. В более позднем периоде китайской живописи преобладали произведения мастеров, работавших в стиле се-и.
Один из самых известных художников традиционной китайской живописи мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.


Китайская живопись в настоящее время
В наши дни живопись гохуа значительно расширила свой диапазон и вышла за узкие рамки традиционных тематик, следуя новому времени. Современные мастера художественной кисти наполняют свои полотна, исполненные в стиле гохуа, новым смыслом, живым духом современности.
Колоссальные изменения в политической системе Китая в конце двадцатого столетия, привели грандиозным переменам и в культурной жизни. Новое поколение китайских художников, свободно мыслящих и критически смотрящих на вещи, создало новую китайскую живопись. Благодаря смелым экспериментам с разными стилями, сблизились два мира искусств — Западный и Восточный.
Китайская традиционная живопись является огромным вкладом в художественную культуру всего человечества.
«Четыре сокровища»
Для рисования традиционных картин авторы используют ограниченный набор инструментов: черную тушь (или акварель), китайскую кисть из натуральной шерсти, бумагу и приспособление для оттирания краски. Многие художники до сих пор отдают предпочтение монохромной живописи, считая, что это «раскроет сущность природы».
Большое внимание на даче уделяется качеству туши, для работы используется плитка с черным лаковым отливом. Мастера натирают их водой, добиваясь нужной консистенции и создавая самые разные оттенки
Как признаются китайские художники, добиться желаемых эффектов невозможно из-за некачественной европейской туши.
Для росписи используется специальная суановая (рисовая) бумага с особой фактурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопке.
Чернильницы высоко ценятся, и многие из них передаются из поколения в поколение. Эти устройства, иногда изысканно декорированные, изготовлены из нефрита или обожженной глины.
Особенности живописи
Гохуа — это тонкое искусство рисования глянцевой черной тушью. Чернила производятся в плитке, натираются водой для получения жидкости для рисования определенной консистенции. Используются краски на водной основе с цветными пигментами. Помимо шелка и бумаги используется конопляная или хлопчатобумажная ткань. Традиционные китайские кисти изготовлены из натуральной шерсти: оленины, кролика, белки, козы. 
Примеры культурных достижений в стиле гохуа — произведения Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня. В период нового и нового времени Гохуа развивался двумя путями: традиционным и каноническим стилем и смесью канонов китайского и европейского искусства. Тяга к европейскому стилю выражается в появлении новых сюжетов — композиций на темы актуальных проблем.
Мазок
Картины делятся на две основные категории: изображения со свободными линиями и изображения с четкими линиями. Первая категория «Шесть» отличается простыми и смелыми движениями, призванными передать основные характеристики объекта: форму, пропорции, цвет. Картины первой группы передают общие идеи и ценности. Вторая группа «Гунби» стремится передать детали, мелкие детали изображения. Для достижения своих целей художники используют различные техники работы с материалами. За годы развития стили Шесть и Гунби переплелись, появились родственные направления, подтипы.
Сеи
Детальная обработка изображений применяется для написания картинок с памятниками архитектуры, историческими сценами, животными, портретами
Шесть используется для написания пейзажей.
Картины отличаются вниманием к точности линий прорисовки — они являются основным акцентом в произведениях. Это принципиально отличает гохуа от европейской живописи
Контраст
Гохуа — это сочетание контрастных изображений: влажное и сухое, маленькое и большое, статичное и динамичное, редкое и частое, темное и светлое, длинное и короткое. Многие художники имеют узкую специализацию: пионы, бамбук, орхидеи, лошади, рыбы. Картина Сэя узнаваема благодаря особому почерку художника. 
Пальцами
Картины Гохуа не всегда пишутся кистью. Используется техника рисования рисунка пальцами. Линии рисуются кончиком пальца и ногтем, в зависимости от текстуры или формы, которую нужно передать. Для растушевки краска наносится двумя-тремя пальцами. Часто используется тыльная сторона пальца или край ладони.

Китайская живопись. Что необходимо?
Китайская живопись отличается от западной живописью необходимым материалом для рисования. Китайские живописцы используют для рисования картины: кисть, чернильную палочку, рисовую бумагу и чернильный камень — все это необходимо в китайской живописи.
Рисовая бумага (бумага Xuan) является важным материалом для китайской живописи, так как она имеет приятную текстуру, позволяющую кисточке с чернилами свободно перемещаться по ней, заставляя мазки вибрировать от тени к свету.
Однако есть и любители росписи по фарфору, тарелок и посуды, вы также можете найти на них красивые рисунки, когда делаете покупки на ранчо или видите их в каком-то специальном ресторане. Кроме того, китайские узоры иногда делают на шелке и даже на стенах многих древних гробниц.
Сочетание поэзии, каллиграфии и печати в китайской живописи
Китайская живопись Гохуа
Китайская живопись представляет собой идеальный союз поэзии, каллиграфии, живописи и печати. Как правило, многие китайские художники также являются поэтами и каллиграфами. Они часто добавляют к своей картине стихотворение и штампы различных печатей в конце.
Сочетание этих четырех искусств в китайской живописи сделает картины более совершенными и красивыми, а истинный ценитель получит эстетическое удовольствие от созерцания китайской живописи.
О живописи суми-э
Японская живопись «суйбокуга» («суй» – вода, «боку» – тушь, «га» – изображение) или «суми-э» («суми» – тушь, «э» – картина) – это искусство письма тушью по бумаге или шелку, которое пришло в Японию из Китая в конце VII веке и трансформировавшись, стало частью национальной японской традиции.
Произведение живописи «-суйбоку» чаще всего представляет собой вертикальный свиток, оформленный цветным шелком, на котором мы видим монохромное изображение, где сюжет написан лишь намеком и как бы «тает» в пустом пространстве листа.
Асимметрия, простота, лаконичность, естественность, сдержанность, стремление через внешнюю форму выразить внутреннюю скрытую суть вещи или явления – вот основные принципы, которыми руководствуется художник при создании рисунка.
В основе обучения рисованию и создания произведения лежит практика копирования работ старых мастеров, которая делится на три уровня: точная копия, повтор сюжета и свободная импровизация.
Высокой степенью мастерства считается умение, вдохновившись известным произведением, написать свой сюжет и показать авторскую индивидуальность. Такой подход в восточной традиции не является зазорным, а наоборот, показывает уровень образованности художника, его знание истории художественных произведений, литературных и сезонных сюжетов и т.п.
Традиционно предполагается, что зритель так же достаточно образован, чтобы понять, что лежит в основе изображения, и что привнес в него художник. Важную роль играет пустое пространство листа, оставленное для зрителя, чтобы он мог мысленно дописать сюжет и стать соучастником создания выставленного произведения.
Материалы для живописи: тушь, тушечница, кисть, бумага не похожи на европейские. Бумага быстро впитывает тушь и воду и не позволяет исправлять уже написанное. На освоение технических приемов, которые надо довести до автоматизма, требуется много времени и максимальная концентрация внимания. Большой выбор кистей разного размера и качества ворса позволяет писать самые разнообразные мазки от тончайших линий до огромных пятен и сухих штрихов, которые показывают не только характер и фактуру предметов, но и настроение автора.
Когда пишется работа, автор не думает о технике, не делает подготовительного рисунка – по сути, он пишет свое впечатление и эмоциональное состояние, которое появляется от созерцания изображаемого объекта или воспоминания о нем. Такой способ самовыражения предполагает, что работа выполняется с одного захода, не прерываясь и не допуская исправлений. Задуманная идея может переписываться много раз, пока художник не будет доволен результатом.
Как и в старые времена в качестве основных сюжетов живописи «суйбоку» выбираются явления и образы природы – пейзажи, растения, животные, птицы, цветы и плоды. К туши может добавляться краска в небольшом количестве, но все же показателем мастерства является черно-белое изображение, где разнообразными оттенками туши художник умеет показать всю палитру цветов.
В настоящее время границы сюжетов раздвинулись, и многие мастера пишут в свободной манере, отражая жизнь во всём её многообразии.
Теперь любая тема, написанная тушью на японской или китайской бумаге, может стать произведением живописи «суйбокуга».
Жанры живописи
В традиционной китайской живописи существует несколько жанров. Первый — шаншуй (пейзаж). В стране распространилась философская концепция, согласно которой человек и природа едины и между ними нет преград. Пейзажная работа вызывает у зрителя соответствующую атмосферу.
Второй род — хуанъяо (представитель флоры и фауны). Китайские мастера наблюдают за совершенными формами животных, камней, растений и передают их истинную сущность, которую невозможно передать словами.
Третий род — рену (портретный). Еще в древности художники, работавшие с людьми, знали незыблемое правило: наряду с внешним сходством создатель должен передавать настроение и характер человека, подчеркивая красоту его внутреннего мира. Все художники неукоснительно следовали этому принципу, и даже на раннем этапе развития китайского искусства мастерство портретного жанра достигло невероятно высокого уровня.
Современная китайская живопись
В настоящее время в Китае существует семь трехуровневых художественных академий: Центральная академия изящных искусств, Академия искусств Лу Синь, художественные академии в Чжэцзяне, Гуанчжоу, Сычуани, Сиане, Тяньцзине. Кроме того, есть отделения изящных искусств в художественных школах и педагогических школах в провинциях, городах и автономных округах.
В Китае также есть много западных художников, в основном реализм и импрессионизм, которые официально одобрены и представляют наибольший интерес для самих китайцев.
Наряду с традиционной китайской живописью в Китае также получили значительное развитие различные жанры западного изобразительного искусства, такие как масло, гравюра и акварель. Многие современные художники успешно сочетают традиционные китайские и западные техники живописи, открывая новые пути творчества.
Сегодня в области китайской живописи наблюдается творческий ренессанс: в художественных галереях страны регулярно проходят персональные или групповые выставки. Китайские художники время от времени устраивают выставки за рубежом — в Японии, Республике Корея, Сингапуре, США, Канаде
Поскольку китайская живопись отличается от западной живописи своей особой красотой и культурной ценностью, она постоянно привлекает внимание иностранных ценителей искусства и коллекционеров
Китайская живопись и каллиграфия
В китайской живописи принято писать кистью: это напрямую связано с техническими отличиями искусства Востока от искусства Запада. В Китае использование инструмента, кисти, как для рисования, так и для каллиграфии, соединило эти два искусства, в то время как в Европе каллиграфия отделена от живописи в жанре отдельного вида искусства. В Китае связь текста и изображения приобретает философское значение. Часто художник подписывал картину своим именем или давал ей имя, но часто высказывания в изображении также придали ему дополнительный смысл или усиливали его.
В настоящее время у нас есть возможность узнать о духовном наследии Китая и китайского народа через призму искусства, в том числе через китайскую живопись и каллиграфию.
Самые известные мастера китайской живописи
В разное время этот вид искусства в Китае прославляли мастера, писавшие в разных стилях.
Самые известные художники, работающие в гунби:
- Ливийский Ян. Художник из династии Тан, любивший рисовать разные сюжеты на основе притч.
- Чжан Сюань. Художник, прославившийся после смерти. Он предпочитал рисовать детей, а также представительниц прекрасного пола.
- Чжоу Фан. Картины мастера относятся к временам династии Тан. Писал портреты богатых людей.
- Гу Ху Чжон.
- Тан Инь.
- Ци Инь. Он смог приобрести значительную популярность своими работами, он не был художником в императорском дворце.
- Чен Хуншоу. Работы экзотические, легкие и бесплатные. Он был не только художником, но также поэтом и каллиграфом.
И один из самых популярных мастеров, чей стиль — сэ-и Чжан Дацян, передал внутренний объект своего духа.
История развития
сложно сказать, сколько времени существует искусство живописи в Китае. Образцы инструментов, датируемые 5000-6000 годами, были раскрашены в разные цвета, украшены растительными мотивами, изображениями животных и растений. Рисунки на тарелках и тканях изображали сцены из повседневной жизни. Предметы домашнего обихода считаются самыми ранними примерами развития традиционной китайской живописи.
Китай стал рабовладельческим государством около 2000 г до н.э. Образы этого периода не дошли до нашего времени, но скульптурные изображения из бронзы говорят об уровне развития искусства
Внимание к деталям и своеобразие искусства присуще китайской культуре на протяжении нескольких тысячелетий развития
В 1949 году в гробнице периода 475 — 221 гг. До н.э была найдена картина на шелке с изображениями человеческих фигур, животных, мифологических существ — драконов и фениксов. Первая работа из шелка, найденная в Китае, имеет длину 30 см и ширину 20 см.
Ранние рисунки на шелке в направлениях Шесть и Гунби ясно показывают, что древние китайцы были знакомы с искусством письма и рисования кистью и тушью на шелке. Первая фаза развития Гохуа характеризовалась доминированием мифологических и религиозных сюжетов. Картины на бумаге появились позже, чем на шелке, по той простой причине, что изобретение шелка предшествовало бумаге на многие сотни лет.
В 1964 году при раскопках захоронения династии Цин был найден цветной рисунок на бумаге. На нем изображены вершина горы, солнце, луна и Большая Медведица, а также сцены природы. Размеры картины 106,5 см в длину и 47 см в ширину. Это единственная картина, написанная на бумаге периода Цин. Это изображение считается представителем развития живописи в Китае.
Стили гохуа
Известны два традиционных стиля: гунби, распространенный на ранних этапах, и сэ-и, получивший распространение в конце 19 века. Давайте проанализируем характеристики этих направлений.
Китайский стиль гунби — это определенный стиль живописи, при котором краска (в том числе цвет) наносится с осторожностью и прописываются мельчайшие детали. Основная цель художника — точно передать действительность, и эта идея натурализма тесно связана с влиянием даосизма
Гунби считается официальной академической картиной. Мастера, оформлявшие внутреннее убранство императорского дворца, работали в стиле четких линий.
Однако после распространения буддизма в стране художники переосмыслили эту идею и появился новый китайский стиль, сэ-и, для которого характерна вольная манера письма. Создатели не описывают внешнее сходство предмета или предмета, но озабочены передачей настроения. Они стремятся передать искренние эмоции в образах. Считается, что сэ-и — это живопись философов и поэтов, и создатели работают в этом стиле под влиянием сиюминутного настроения.

Разновидность сэ-и — сюимо (для рисования рисунков используются только черные чернила).
Многие китайские художники успешно сочетают в своих работах техники обоих стилей, используя смешанные техники. Ли Кэчжан, Ци Байши, Фу Баоши, Ян Ифэн, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу и другие мастера сумели добиться в своих работах выразительных эффектов, передавая образы природы и улавливая даже самые мелкие детали.

Обучение живописи
Многие люди хотят овладеть секретами гохуа, но научиться творить с помощью этой техники не так-то просто. Артисты много времени проводят перед тем, как приступить к работе, и делают это за один присест, чтобы избежать ошибок.
Китайцы ценят не только внешнюю красоту картин, но и внутреннюю красоту, их силу и энергию. Во многих магазинах страны продаются специальные книжки-раскраски, в которых показана последовательность рисунка. Такое обучение живописи приносит свои плоды, и рисовать картины в традиционном стиле сможет практически любой. Так прививается хороший вкус и взращивается любовь к искусству.





























