Южная Азия – родина батика
Как считают историки, родилось искусство окрашивания тканей (батик) в Индонезии. “Анбатик” на местном наречии значит “рисовать”. Уже в те далекие времена женщины стремились украсить одежду. Это, конечно, преследовало свои цели – подчеркнуть принадлежность к определенному роду конкретной цветовой гаммой и узорами. Хотя красителей было немного, но искусство батика позволяло создавать многокрасочные расписные плотна.
В Индонезии батик
приобрел оттенки охры и цвет индиго – песчаные полутона от густой тени до цвета слоновой кости разбавлялись ярко-синими пятнами высокого неба. Каждый род бережно хранил секреты приготовления красящих растворов, способы нанесения краски, а также рисунок батика. По окрашенной узорчатой одежде можно было точно сказать, к какому роду принадлежит тот или иной человек. Рисунки использвались различные – абстрактные, графические орнаменты, сюжетные истории. Последние в основном служили для создания полотен для украшения храмов.
Индонезия и Индия, куда искусство батика плавно переместилось и получило название “бандхана”, использовали хлопковые полотна. Вытканые вручную ткани тщательно выбеливались, сушились, чтобы рисунок на них ложился как можно четче и ровнее. Уникальной традицией народов древней Индонезии и Индии стали хлопковые полотна, окрашенные в технике батика. История возникновения этого вида творчества берет свое начало в древних юго-восточных государствах.
Особенности росписи ткани акриловыми красками
При работе с акриловыми красками необходимо учитывать следующие моменты:
- Разводить специальными растворителями. При разведении красителя водой снижаются его адгезионные свойства.
- Для защиты рабочей зоны под окрашиваемую ткань подкладывать полиэтилен или клеенку.
- Отдавать предпочтение кистям с синтетическим ворсом.
- Последующие слои краски наносить только после полного высыхания предыдущих.
- Фиксировать краситель с помощью утюга не раньше чем через 1 сутки после окрашивания ткани.
- Светлые тона краски наносить в первую очередь. Каждый последующий слой должен быть темнее предыдущего.
Основные техники
Из-за того, что техника batika развивалась в разных странах, мастера изобрели множество способов росписи. Их актуальность до сих пор не изменилась. Каждый художник может выбрать наиболее подходящий вариант:
- горячий;
- холодный;
- свободная роспись;
- применение солевого раствора;
- сибори;
- узелковый.
Для горячего батика используется воск. Его наносят на ткань специальным инструментом — чантингом. Покрытые участки не окрашиваются, поэтому на текстиле образуется своеобразный узор. Эта техника подходит только для хлопчатобумажной ткани, она не портится от высокой температуры воска. После высыхания его удаляют тонким ножом или кипятят одежду. А если необходимо окрасить изделие еще одним цветом, то процедуру повторяют.

Холодный батик — европейское изобретение. В качестве резерва используется бензин, его наносят с помощью стеклянной трубочки. Краска ложится на ткань только в один слой, поэтому работать нужно аккуратно. В результате получается узор, похожий на акварельный рисунок.
При свободной росписи все зависит только от мастерства художника. Он наносит краску кистями, изображая любую картину. Иногда эту технику совмещают с контурной наводкой. Ткань предварительно можно пропитать солевым раствором или добавить кристаллы в краску. Это позволит выполнить мазки разной насыщенности.
Техника сибори практически не относится к батику, но про нее также стоит вспомнить при окрашивании текстиля. Изделие нужно сложить определенным образом (мастер сам выбирает, как именно это сделать) и окунуть в краситель.
Узелковый батик так называется из-за техники его выполнения. Полотно натягивали на раму и покрывали дополнительными нитями. Их завязывали в тугие узелки и наносили краску. Затем нити срезали, и в результате получался узор с белым горохом. Иногда текстиль красили в несколько оттенков. Для этого процедуру повторяли. Готовое изделие не гладили, чтобы оно приобрело эффект жатости. Сегодня эту технику выполняют без ниток, просто разрисовывают ткань маленькими пятнами, оставляя белые участки.
Батик — довольно известный и разнообразный метод окрашивания текстильных изделий. Это удивительное искусство почитают во многих странах, а умелым художникам оно приносит доход и славу.
https://youtube.com/watch?v=Dh3lWeBYDw8
Как сделать эскизы для батика
Эскизы батика легко создать с помощью трафарета или простого шаблона. Подходящие изображения просто скачиваются из Интернета. Дизайн может быть любой тематики. Популярные эскизы включают цветы, растения, абстрактные композиции и портреты.
лучше тренироваться на простых рисунках, со временем можно будет переходить к более сложным эскизам. Кстати, за основу мастера часто берут картины для витражной росписи.
Набросок рисуется на бумаге, не прибегая к прорисовке мелких деталей. Размер выкройки должен соответствовать тому, что вы хотите получить на ткани. Контур эскиза обводится маркером. Далее рисунок на бумаге прикрепляется к ткани со сшитой стороны бумажным скотчем. Контуры будут хорошо видны сквозь тонкий материал. После этого можно приступать непосредственно к росписи по ткани.
Китайская вышивка шелком – цвета и символы
В Китае вышивка с давних пор была везде: на одежде, обуви, белье, веерах, сумочках, зонтиках. И каждый символ, и изображение имели свое особенное предназначение.
Основными цветами в китайской вышивке по шелку считаются:
Белый
— олицетворение высшего Инь, символ чистоты;Синий — олицетворение высшего Ян, символ неба;Красный — символы огня, счастья, радости;Желтый — символы земли, власти;Черный — символ воды, вечности, пространства.
А любимыми изображениями считаются:
Рыбы
– символ успеха;Бабочки — символ радости, счастья;Птицы — символ свободы и радости.Сливы, персики — символ плодородия и изобилия;Цветы лотоса — символ верности.
Для китайцев пион – это истинный царь цветов. Он олицетворяет любовь, богатство.
Каждое изображение в вышивке имело определенное значение и пожелание владельцу вышитого изделия. Например, изображения бабочки – пожелания счастья; тигра – силы, чиновника на лошади – успешной карьеры.
Со временем мастерицы стали вышивать даже портреты. Такая вышивка называется «реалистичной». Уникальный вышитый шелком портрет королевы Италии, был преподнесен Италии в 1909 году.
В вышивке выполняются разные стежки и швы. Например, в стиле «Произвольный стежок» используются стежки различной длины, в работе происходит наложение многочисленных шёлковых слоёв с нитями различных цветовых оттенков и направлений. Эти приемы позволяют достичь «трёхмерности», эффекта игры света, и реалистичности.

Китайская вышивка шелком трудоемкий и творческий процесс, над многими вышивками вышивальщицы трудятся и несколько месяцев, и более года. Чтобы достичь мастерства, китайских девочек начинали обучать с 4-5 летнего возраста. Искусство вышивания настолько удивляло и восхищало всех, что о мастерицах-вышивальщицах слагали легенды. Рассказывали, что иглы они используют толщиной в волос, а цвета нитей так ярки, что слепят глаза, и люди, птицы, цветы, изображенные на их вышивках, будто живые.
Остается только лишь еще раз восхититься китайскому трудолюбию и терпению. В маленькой вышивке можно насчитать до 80 – 100 оттенков различных цветов, а в больших это количество достигает до тысячи.

Описание вида искусства
Прежде чем узнавать об истории возникновения батика, нужно разобраться с самим определением. Это не просто разрисованные красками ткани. Батиком называют декоративно-прикладное искусство — ручную роспись текстиля.
Модельеры и другие специалисты говорят только о технике обработки ткани. Предварительно ее пропитывают особой смесью, чтобы нанесенные краски не растекались во время работы. А обычные люди считают батиком просто разрисованную одежду.
Художники создали несколько интересных техник. Для придания необычной фактуры изделию они посыпают его солью. Кристаллы впитывают жидкость, и на текстиле появляются абстрактные узоры
После высыхания соль осторожно снимают с ткани.
Сегодня не нужно самостоятельно изготавливать смеси для пропитки и краски. Все можно приобрести в специализированных магазинах. Краски разделяют по нескольким признакам:

- по составу;
- по способу закрепления;
- по виду резервирующего состава.
Краски изготавливают на основе акрила или воды, а закреплять их можно утюгом или паром. А в качестве резервирующего состава выступает воск или смесь из бензина и латекса.
Несколько способов
Батик выполняется несколькими способами. Первый метод называется узловым и выполняется довольно просто. Используя специальные или натуральные красители (например, луковую кожуру, краснокочанную капусту, свеклу, шпинат), приготовьте раствор в пластиковом или эмалированном контейнере, он все равно будет окрашен, чтобы ничего нельзя было смыть, поэтому возьмите тот, который не смывается дело. Затем ткань плотно обвязывается нитками и окунается в красители.
Холодный батик — это использование запаса бензина, контуры рисунка наносятся стеклянной трубкой, затем раскрашиваются расписанными вручную красками и кистями.


Техника горячего батика выполняется с использованием расплавленного воска и окунания изделия в краситель. Рисунки всех видов и способов окрашивания будут отличаться друг от друга.

Виды
Различные типы батика имеют собственный региональный дизайн и цветовые схемы.
Ява
Яванский считается самым древним. Для окрашивания хлопковых тканей применяют цвета глины – коричневый, индиго, черный и кремовый. Прибрежный яванский батик отличается яркими красками, цветочными мотивами, изображениями птиц.
Судан
Суданский батик включает яркие сочные оттенки, но основным является индиго из-за производства краски «индиго» в этой области.
Индия
Индийские мастера исторически сохраняют ткани для платьев и одежды, украшая орнаментами к определенным событиям в жизни.
Шри-Ланка
Техника Шри-Ланки появилась сравнительно недавно, но для туристов в стране расписывают предметы одежды в батик ткани, скатерти, гобелены и росписи, и даже постельное белье и одеяла.
Зарождение батика
Трудоёмкая технология создания потрясающих рисунков на ткани по сей день остаётся для яванцев практически неизменной. Для этого на полотняную основу наносится растопленный воск – делается это традиционным прибором «чантинга» (медный чайник с тонким носиком, из которого может вытекать небольшой «ручеёк»). Затем хлопчатобумажная ткань погружается в раствор с натуральным красителем из корня местного растения, – моринды цитрусолистной (Morinda citrifolia), – той самой, на которой растёт малоизвестный у нас фрукт нони. Далее ткань вынимается и просушивается, а затем яванки наносят новый слой воска, чтобы окунать изделие в более тёмную краску (которая не затронет уже окрашенные в светлые тона участки). Завершается процесс на самых тёмных оттенках, а потом воск соскабливается. Эта самая первая технология сегодня называется горячим батиком.
На Яве батик до сих пор имеет огромное значение: к примеру, девушка не может выйти замуж, пока сама не разукрасит таким образом свадебное платье. Новобрачных обвязывают тканью с батиком; в шали из батика, перекинутой через плечо, носят детей; платком укрывают людей с недугами – чтобы помочь им выздороветь. И даже провожая человека в мир иной, его накрывают батиком, дабы он благополучно добрался до рая. На острове своя символика цвета – лиловый и розовый сохраняют молодость и красоту, пурпурный пробуждает патриотизм, небесный символизирует благородство. Рисунки бывают различными – мифологическими, геометрическими и, конечно, с изображениями ярких тропических цветов, птиц, животных и буйства тропической природы Индонезии.
Промышленная Европа и батик
Как батик из Азии и Востока попал в Европу? С помощью голландских путешественников, налаживавших торговые связи со странами Юго-Восточной Азии. Когда голландцы впервые оказались в Индонезии, то они были поражены красотой и уникальностью текстильного убранства местных храмов. Необычные рисунки на простой хлопковой ткани заинтересовали торговцев. И они привезли технику батика в Голландию, откуда вся Европа научилась красить хлопок и шелк в столь интересной и необычной технике. Но не прошло и столетия, как это удивительное, но трудоемкое искусство стало уступать позиции изобретенной в Англии набивной технике. Машины, станки, быстро штамповали на растянутых полотнах рисунок, ткани выходили достаточно нарядными и дешевыми, чтобы о батике вспоминали лишь те, кто ценил единичность этого вида творчества и мог позволить себе заплатить мастеру. Так чуть было не закончилась, если бы не кустари-одиночки, сохранившие верность уникальному виду украшения полотен.

Основные этапы работы
Перенос эскиза на ткань
Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.
Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.
Резервирование воском
Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.
Инструменты и приемы для нанесения воска
Воск наносится только на сухую ткань при помощи кисти, поролонового валика, штампа, чантинга. Возможно использование и штифта – электрического инструмента, поддерживающего внутри постоянную температуру. Многие мастера свободно выливают воск на ткань из любой удобной емкости. Его наносят каплями, линией, пятном, используют и трафареты.
Инструменты для батика
Подготовка воска к работе
Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться.
Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце.
Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет.
Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.
Нанесение краски
Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой.
Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.
При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному. Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают. Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.
Российский батик
История батика в России прошла очень сложный путь, обусловленный закрытостью СССР от большей части мировых государств. Да и появилось это искусство в России лишь в начале 20 века, когда в моду вошел стиль модерн – красивые расписные платки-шали в восточных мотивах, интересного кроя женские платья с рисунками по нему. К тому же этот стиль прижился лишь в крупных городах, провинции же эта новинка была практически незнакома. Художники по ткани. занимавшиеся росписью в стиле батик, не имели возможности учиться этому мастерству, а часто шли опытным путем, что не способствовало развитию популярности батика как способа украсить быт.
Единственное, что в этой технике изготавливались театральные кулисы и занавесы, монументальность которых была насыщена советской символикой. Батик как вид искусства долгое время не мог реализовать себя в России по многим обстоятельствам. Но середина 20 века стала для этого ткани точкой отсчета в возрождении. В стране, восстанавливающейся после страшной войны, были организованы мастерские, куда приглашали мастеров по батику и учеников, чтобы создавать для советских людей красивые, достойные вещи. Поначалу батиком расписывались платки и шали для женщин, а так же создавались декоративные панно для оформления общественных развлекательных и культурных заведений.

Принты акриловыми красками – выполнение
Самым надежным методом создания оригинальной вещи является окрашивание акриловыми колерами. Можно применять разнообразные способы нанесения красок.
Копирование рисунка с бумаги
Быть художником для создания шедевров в данной случае не нужно. Достаточно обладать аккуратностью, чтобы четко обвести рисунок на ткани. Его распечатывают на принтере, делая контуры жирными, темными (иначе их не будет видно через ткань). Далее вещь натягивают на картон или лист фанеры, подкладывают между слоями выбитый рисунок, фиксируют булавками, обводят чертеж простым карандашом или специальным маркером для материи. После можно приступать к прорисовке изображения красками.
Рисование по ткани от руки
Если есть художественные способности и фантазия, можно выполнить рисунок без шаблона, вручную. Профессионалы работают непосредственно красками, новичку лучше вначале нарисовать контуры простым карандашом. Особенно хорош данный способ, если предполагается некоторая легкость, небрежность в картинке.
Нанесение по трафарету
Трафареты реализуются в специализированных магазинах в большом количестве. Очень удобно пользоваться данной методикой, если надо многократно копировать один и тот же рисунок (форма для команды, салфетки и т.д.). Трафарет прикладывается к ткани, фиксируется булавками, скрепками и обрисовывается красками.
Трафаретная печать
Применяется для создания сложных рисунков, многоцветных изображений. Метод предполагает использование особой краски и сеток для трафаретной печати, также потребуются валик и иные инструменты. Лучше отдать изделие в мастерскую, где все работы будут выполнены качественно.






























