Тайны творчества: вдохновение и творческий процесс Коукеи Кодзимы

Китайская живопись эпохи Сун

Из всех жанров этого времени наибольшее значение приобрёл пейзаж. Живописцы эпохи Сун, прежде всего Ли Сысюнь и Ли Чжаодао, пользовались особой декоративной системой и писали наполненные ощущением радости, яркие по колориту картины с нагромождением дворцов и персонажей. В этих работах пейзаж — место для прогулок и развлечений. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только чёрной тушью с размывом. Поэт, художник и отшельник, он явился родоначальником нового направления, качественно нового этапа в пейзажной живописи. Китайская живопись тушью не теряет своей популярности по сей день.

Второе дыхание японской культуры

В 2007 году Ямадзаки стала директором Музея искусств Яматанэ. Через два года музей, с 1966 года размещавшийся в районе Нихомбаси, переехал в Хироо, где находится по сей день. Экстерьер музея гармонирует с атмосферой этого тихого района столицы. Кафе в холле музея стало любимым местом отдыха горожан.

В музее оборудована безбарьерная среда. Все детали интерьера, включая материал пола и стен и освещение, подобраны таким образом, чтобы показать все достоинства полотен. «Нихонга – это стиль живописи, использующий натуральные материалы. Картины рисуют на шёлке или бумаге васи с помощью чернил суми, краски гофун (белый пигмент, получаемый из истолчённых раковин) и других натуральных минеральных красок, поэтому они очень нежные и легко повреждаются. Полотна неустойчивы к яркому свету, поэтому мы поддерживаем надлежащий уровень освещения, обеспечивающий оптимальную сохранность картин. Сочетая несколько источников освещения, мы стараемся продемонстрировать посетителям особенности картин и их палитру во всей красе».

Ямадзаки часто появляется на публике в кимоно

Рост популярности Ито Дзякутю, гениального художника эпохи Эдо, и виртуоза середины XIX века Каванабэ Кёсай, способствует повышению интереса к жанру японской живописи в целом. Большинство лучших художников нихонга по-прежнему неизвестны широкой публике, однако, по словам Ямадзаки, ситуация меняется: «Раньше люди ходили в основном на выставки западных художников. Однако в последнее время на фоне популярности таких мастеров, как Дзякутю и Кёсай, наблюдается рост интереса к японскому искусству. Это может быть признаком изменений в обществе – на смену эпохе увлечения западным искусством приходит время переосмысления национальной культуры. Чтобы люди приходили в наш музей снова и снова, нужны выставки, способные привлечь посетителей всех поколений. Жанр нихонга почти неизвестен молодёжи, в том числе потому, что его мало изучают в школе. Картины нихонга помогают глубже ощущать смену сезонов года и красоту природы, поэтому мне бы хотелось, чтобы они вошли в нашу жизнь, а не оставались далёким и недоступным жанром»

Музей Яматанэ много делает для привлечения молодёжи – выпускает сувениры, проводит тематические мероприятия, ведёт странички в соцсетях. В меню музейного кафе представлены тематические блюда – оригинальные сладости вагаси, украшенные цветами, фруктами или изображениями животных по мотивам текущей экспозиции. «Даже если основная цель посещения музея – музейное кафе, это служит поводом для знакомства с нашим музеем. Выпить чашку чая с друзьями, заодно взглянуть на коллекцию и влюбиться в один из шедевров…»

В последнее время музей выпускает тематические сувениры и сладости в рамках совместного проекта с популярной серией видеоигр и аниме «Мэйдзи Токио Рэнка». Великие художники Ёкояма Тайкан и Хисида Сюнсо представлены в виде сердцеедов эпохи Мэйдзи. Проект популярен среди молодёжи. Один из пользователей Твиттера отметил: «Я восхищён картинами Тайкана и Хисиды. Вряд ли я встретил их в повседневной жизни. Совместный проект с «Мэйдзи Токио Рэнка» открыл мне мир этих картин».

Значки из серии совместного проекта с «Мэйдзи Токио Рэнка»

У истоков коллекции музея

В Японии многие художественные музеи созданы на основе частных коллекций крупных бизнесменов – музей Идэмицу, музей Мицуи, музей Нэдзу, музей Сантори. В чём уникальность музея Яматанэ?

«Во-первых, это первый музей в Японии, специализирующийся на японской живописи нихонга. Большая часть коллекции из 1800 картин – полотна в жанре нихонга. Каждый художник представлен наиболее известными шедеврами. Когда мой дед Танэдзи занялся коллекционированием, он приобрёл полотно кисти художника эпохи Эдо (1603-1868) Сакаи Хоицу, однако впоследствии оказалось, что это подделка. Наученный горьким опытом, он решил сфокусироваться на творчестве современных художников, с которыми можно встретиться лично и быть уверенным в подлинности картин. Дед считал, что картина – это отражение личности художника, и поддерживал близкие отношения с многими деятелями искусств, среди которых – Ёкояма Тайкан, Каваи Гёкудо, Уэмура Сёэн, Окумура Тогю и Хигасияма Кайи»

«Огненный танец» (1925) – шедевр Хаями Гёсю, важное культурное достояние (коллекция музея Яматанэ)

Друзья-художники с радостью предлагали Танэдзи свои работы, и постепенно у него подобралась коллекция картин лучших современных мастеров. «Дедушка никогда не просил нарисовать картину на заказ. Однако случались и исключения. Увидев работу Кайи «Прилив на рассвете» (Асаакэ но усио, 1968), предназначенную для нового Императорского дворца, Танэдзи попросил автора создать аналог, чтобы разместить его в общедоступном месте. Так появился «Прилив» (Митикуру усио) – огромная работа размером 9 х 2,1 метра. Танэдзи обратился с аналогичной просьбой и к другим художникам, участвовавшим в оформлении нового дворца – Ясуде Юкихико, Ямагути Хосюн, Уэмуре Сёко, Сугияме Ясуси и Хасимото Мэйдзи. Их творчество – ещё одна изюминка нашей коллекции».

Когда Ямадзаки Танэдзи всерьёз занялся коллекционированием, Хаями Гёсю уже не было в живых. Гёсю стал одним из немногих представленных в коллекции мастеров, не знакомых лично с её владельцем. Второй директор музея Ямадзаки Томидзи, зная об увлечении Танэдзи картинами Гёсю, продал земельный участок и облигации Фонда искусств Яматанэ и на вырученные деньги приобрёл коллекцию работ Гёсю. После этого музей Яматанэ по праву прозвали «Музеем Гёсю».

Искусство Древнего Китая

Искусство Древнего Китая берёт своё начало в 6—5 тыс. до н. э. Это керамические сосуды с изображениями людей, рыб, обнаруженные при раскопках в Баньпо, неподалеку от Сианя, и керамическая чаша с нарисованными фигурками танцовщиц, найденная при раскопках в Цинхае, в уезде Датун. В эпоху правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16—3 вв. до н. э.) были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы. Китайская живопись на шёлке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самыми ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шёлке из погребений времён царства Чу: на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом — люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 — 220 вв. до н. э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Погребальные фрески династии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Ганьсу, Ляонин, Цзилинь. Скульптурные изображения воинов и лошадей, выполненные из глины в натуральную величину, были обнаружены в могиле Цинь Шихуана, первого императора династии Цинь, а каменные — на пути к захоронению генерала Хо Цюйбина. Обе скульптурные группы вполне реалистичны, каждая из них представляет собой уникальное произведение. Бурный расцвет храмовой живописи падает на период династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий 220—581 гг. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах.

Жанры китайской живописи

Основа китайской живописи отнюдь не философия или религия, как это может показаться на первый взгляд. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением. Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Так, существовали анималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»), бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы и воды»). В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке.

Китайская живопись тяготеет к определённым устойчивым образам: одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.

Лоскутная живопись в технике кинусайга

Японцы – люди очень практичные. Именно поэтому старые, не пригодные для дальнейшей носки кимоно они разрезают на мелкие кусочки и создают замечательные лоскутные картины.

Чтобы своими руками создать шедевр, вам понадобится следующее:

  • Лист плотного картона;
  • Тонкий лист пенопласта (подойдет квадрат потолочной плитки);
  • Лоскутки ткани одинаковой толщины;
  • Синтепон или вата;
  • Клей-карандаш;
  • Зубочистка или тонкая спица;
  • Принадлежности для шитья – нитки, игла, портновские булавки, ножницы;
  • Краски (лучше всего акриловые).

Этапы работы:

Проще всего приобрести готовый шаблон в магазине рукоделия. Там уже намечено, как именно разрезать его. В комплект входит два одинаковых рисунка. Иначе вам придется создавать его своими руками.

Перенесите рисунок на кальку и разрежьте на фрагменты. Чтобы не запутаться, каждый кусочек пронумеруйте.

Вырежьте детали из ткани подходящего цвета. Со всех сторон добавьте минимум 2 мм для припуска.

Пенопласт наклейте на картон. На него приклейте второй экземпляр шаблона и острым ножом прорежьте линии контуров. Желобки должны быть примерно той же глубины, что и припуск на ткани.

Края желобков промажьте клеем. Зубочисткой или иглой аккуратно заправляйте каждый лоскуток на свое место. Оставляйте небольшое отверстие, чтобы набить его ватой или синтепоном.

Прорисуйте краской мелкие детали. Также для отделки можно использовать тонкие шнуры. Японская картина готова.

Символика

Какэмоно тесно переплетается с гравюрой и искусством каллиграфии. Наравне с пейзажами практиковалось нанесение на шелк стихов хокку, а также изречений мудрецов. Последние обладали особой ценностью, так как изготавливались на заказ с целью повлиять на судьбу человека или даже целой семьи. Картины размещались в зоне видимости своего хозяина, и должны было служить ему ежедневным девизом. В зависимости от содержания текста человек должен был напитаться, здоровьем, найти спутника жизни, закалить волю или наоборот, стать мягче и терпимее.

Какэмоно с иероглифами считалось священным, а место, где гость сидит спиной к нему – самым почетным. Свиток в токономе часто дополняла икебана, рядом с которой ставилась курильница для благовоний. Также, не редко можно увидеть какэмоно на заднем фоне экспозиции с бонсай или икебана.

Существует целая наука, посвященная влиянию какэномо на человека. Расписанный вручную свиток обладает мощной энергетикой, которая способна притянуть в жизнь просящего недостающие элементы. Так, талисманом богатства считается какэномо с изображением карпа кои, а две утки-мандаринки на полотне призваны охранять семейное счастье (или помогают встретить свою половинку).

Первая волна художников нихонга (1885-1913)

Окакура Какудзо (Тэнсин) в первую очередь решил обратиться к Кано Хогаю (1828–1888), наследнику школы Кано . Как это ни парадоксально, работа этого художника характеризуются эклектичным стилем , потому что он был посвящен в школу Тос и что, с другой стороны, если изучает его картина императрицы JINGU ( JINGU Kogo , экран 6-листа, с. 1850) он передает фигуры в соответствии с традициями живописи ямато-э . Он получал уроки у друга своего отца, художника из школы Нанга , как показано в « Реальном виде барьера» ( Канмонсинкей , ок. 1850 г.). Он был пожилым и знаменитым мастером в 1885 году, когда познакомился с Фенеллосой. Это предлагает ему лечение и возможность свободно экспериментировать с традиционными техниками и концепциями кисти, связанными с западной живописью, такими как перспектива и тень. Для Кано Хогая это был исключительный период творчества, вплоть до его смерти в 1888 году.

Тэнсин набирается в Школу изящных искусств, Косэ Сосэки (мастерская рисования ямато ), Хасимото Гахо (1835–1908) (мастерская рисования Кано) и Кавабата Гёкусо (1842–1913) (мастерская по истории Японии и живописи Маруяма-Сидзё). Изабель Шарье выделяет несколько характерных черт этой новой ориентации. Тенденция к концептуализации, как в Ёкояма Тайкан в живописи , Muga , где речь идет о поиске изображения , которое может вызвать сатори  ; склонность к реализму в выборе сюжетов из повседневной жизни или натурализм в более или менее детальной трактовке видимого (Ёкояма Тайкан и Хисида Шунсо ); ссылки на историю и литературу (Хисида Сюнсо и Шимомура Канзан ); выбор религиозной живописи (Шимомура Канзан); принятие определенных западных процессов, таких как линейная перспектива (Йокогама Тайкан и Хисида Шунсо) и перенос эффектов светотени на цвета в масляной живописи (Хисида Шунсо).

Мастер-класс по изготовлению картины

  1. Мы с Вами подготовили все необходимые инструменты и материалы.  Теперь самое интересное, мы придумываем или срисовываем картину, которая нам нравится. Переносим картинку на бумагу и четко определяем все границы рисунка.
  2. На эскизе нашей картинки мы обозначаем цифрами или значками цвета, которые будем использовать, это нужно, чтобы при работе мы не перепутали используемые  цвета и  оттенки наших лоскутков. Можно рисунок раскрасить в нужные цвета, для вас это будет уже наглядный рисунок, и легче будет  ориентироваться с мелкими разноцветными деталями. 
  3. Переводим с копировальной бумагой эскиз на лист пенопласта.
  1. На  пенопласте аккуратно делаем прорези — канавки   глубиной около 5 мм, но не больше 1 см. Наша основа готова.
  1. Берем наш нарисованный эскиз и вырезаем все детали рисунка.
  2. Переводим детали рисунка на ткань, согласно обозначенным цветам. Вырезаем детали ножницами, оставляя на припуски примерно 4-5 мм.
  3. Теперь самая важная работа. Мы берем детали  ткани и вставляем его края в прорези канавки  на нужном рисунке пенопласта. Так  мы вставляем все кусочки ткани на рисунок.
  1. Для выделения определенного  участка рисунка и придания   более объемного вида, мы можем под ткань подложить тонкий синтепон или плотную ткань. Это используют, например для придания объема контура  цветов.
  2. Когда мы сделали картину и вложили  все кусочки ткани, то дополнительно можем украсить готовый рисунок  разной фурнитурой, тесьмой или кружевами, как подскажет Вам ваша фантазия.. Желательно проложить их по контурам границ лоскутков.

 Мы можем использовать немного клея ПВА при накладывании лоскутков, так они будут  крепче  держаться на картине, не слетят при длительном переносе во время транспортировки.

 Кинусайга — прекрасная творческая деятельность  для детей. Прекрасно  развивает фантазию ребенка и мелкую моторику пальчиков. Порой дети в этой технике придумывают настоящие шедевры.

Рукоделие в технике кинусайга — отличное антистрессовое ремесло. Прекрасно подходит для людей, находящихся в длительной депрессии.  Составление и выдумывание картин из лоскутков требует внимания и сосредоточенности, отвлекает от негативных мыслей, этим снимает напряжение,  способствует обретению внутреннего умиротворения и спокойствия.

 Надеемся, что наша статья вдохновила Вас на создание удивительных шедевров в стиле кинусайга.

Теория и практика живописи

«Искусство играло важную роль в жизни моего дедушки. В его доме ниша токонома в комнате в японском стиле всегда была украшена произведениями японской живописи, подобранными в соответствии с сезоном года, а в комнатах в европейском стиле висели картины маслом. В детстве я любила разглядывать картины в токономе, сидя на коленях у дедушки. Однажды он сказал: «Куплю всё, что захочешь», я попросила купить мне специальную бумагу для рисования и стала рисовать»

Несмотря на любовь к живописи, Ямадзаки никогда не мечтала стать художником. В университете она изучала международные финансы, а после окончания вуза планировала работать в «Яматанэ секьюритиз». Однако в то время в Японии ещё не было закона о равенстве возможностей для мужчин и женщин, и девушке было практически невозможно устроиться на работу в крупную компанию. «Я решила посвятить себя сфере, связанной с искусством, и вновь взялась за учёбу. С третьего раза мне удалось поступить в докторантуру Токийского университета искусств», – вспоминает Ямадзаки. Во время учёбы известный художник нихонга Хираяма Икуо, профессор, а впоследствии и ректор университета, дал ей совет, определивший будущее Ямадзаки» «Раз уж ты поступила в университет искусств, изучи технику рисования нихонга на практике. Это поможет тебе стать исследователем, а в будущем – директором музея, который понимает душу художников». Ямадзаки специализировалась на истории искусства, но параллельно стала изучать технику рисования. «Среди самых дорогих моему сердцу воспоминаний – как я копировала фрески храма Хорюдзи под руководством профессора Хираяма и его ассистентов. Полученные знания о технике рисования и материалах, используемых в нихонга, пригождаются мне в работе и по сей день».

В год окончания докторантуры Ямадзаки получила серьёзную травму, и врачи предупредили, что это может отразиться на её ходьбе. Во время лечения в больнице Ямадзаки пришла открытка от профессора Хираяма: «Человеческая жизнь подобна кольцам на стволе дерева. Сейчас сложный период жизни, который сделает тебя сильнее. Будь сильной». Эти слова помогли ей преодолеть два тяжёлых года на костылях.

Like this post? Please share to your friends: