Линейный рисунок
Если рассматривать европейские полотна, написанные акварелью, в них вы можете не заметить линии как таковой. В китайской живописи все изображения создаются посредством рисования линий. Это то, что отличает традиционный стиль гохуа, очень напоминающий успешно развивающуюся в стране каллиграфию, элементы которой художники должны добавлять в свои работы.
Обратите внимание на прекрасную технику использования кисти, которая совершенствовалась на протяжении нескольких веков. С помощью тонкой или толстой линии художники, используя те же инструменты, что и каллиграфы, передают пространство, объем, движение, не используя привычные техники светотени
Красота китайской живописи заключается в владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «тушь». Черная краска, нанесенная на рисовую бумагу, мгновенно впитывается, и смущающее движение, неправильная линия, может изменить общее настроение изображения, искажая правду жизни. Каждый штрих должен быть точным и четким, потому что автор больше не сможет удалить или исправить рисунок.
Китайская живопись эпохи Сун
Из всех жанров этого времени наибольшее значение приобрел пейзаж. Художники эпохи Сун, в основном Ли Сиксун и Ли Чжаодао, использовали особую декоративную систему и рисовали картины, наполненные чувством радости, яркими цветами, с множеством дворцов и персонажей. В этих работах пейзаж — это место прогулок и веселья. Другой художник Сун Ван Вэй был первым, кто рисовал только черными чернилами с размывкой. Поэт, художник и отшельник, он был основоположником нового направления, качественно нового этапа в пейзажной живописи. Китайская живопись тушью и по сей день не теряет своей популярности.
Стили китайской живописи
В традиционной китайской живописи существует два стиля это гунби и се-и.
Гунби
Весеннее утро в Ханьском дворце. Фрагмент. XVI в. Художник – Цю Ин (ок. 1494–1552). Музей императорского дворца, Тайбэй
Именно в этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцовых покоев императорских семей и знати. Скажем больше, художники, работавшие на службе у императора, просто обязаны были владеть стилем гунби.
Особенности присущие стилю гунби:
- Детализация предмета, контурная техника
- Усиление контраста путем послойного наложения цвета
- Изысканное изображение предметов
Самые известные художники стиля гунби:
Ян Либянь (ок. 600-673) — известный художник династии Тан. Больше всего любил изображать сюжеты из даосских и буддистских притч.
Чжоу Фан (ок. 730-800) — китайский художник периодаТан. Мастер ушёл далеко в своём стиле, посвятил своё искусство портретированию богатых и знатных людей.
Гу Хучжон (937-975)
Император Хуэй Чжун (1082-1135)
Тан Инь (1470-1524)
Цю Ин (1494-1552) — не был придворным художником, это самородок, который добился художественных достижений упорным трудом.
Стиль китайской живописи се-и (寫意) это передача идеи и чувств художника. Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее не возможно.
Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби, но зато они более искренни. В более позднем периоде китайской живописи преобладали произведения мастеров, работавших в стиле се-и.
Один из самых известных художников традиционной китайской живописи мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.
Китайская живопись в настоящее время
В наши дни живопись гохуа значительно расширила свой диапазон и вышла за узкие рамки традиционных тематик, следуя новому времени. Современные мастера художественной кисти наполняют свои полотна, исполненные в стиле гохуа, новым смыслом, живым духом современности.
Колоссальные изменения в политической системе Китая в конце двадцатого столетия, привели грандиозным переменам и в культурной жизни. Новое поколение китайских художников, свободно мыслящих и критически смотрящих на вещи, создало новую китайскую живопись. Благодаря смелым экспериментам с разными стилями, сблизились два мира искусств — Западный и Восточный.
Китайская традиционная живопись является огромным вкладом в художественную культуру всего человечества.
Живопись пальцем
Чжитоухуа (сокр. чжихуа) — живопись перстом. Разновидность китайской традиционной живописи, построенная на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти пальцем (перстами) художника. Техника живописи пальцем, предполагая строгое следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной труду подушечкой пальца, ногтем и краем ладони.

Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец, активно участвуют большенный и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости — подушечкой. Тонкие детали исполняются обыкновенно ногтем мизинца, широкие мазки — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 перстов, так, например, применение «тушевого расплеска» требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Нередко используется кромка ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у искусника чжитоухуа Гао Ципэя).
Упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII—VIII вв. (см. трактат Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г.), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи выходит в конце XVII—начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672—1734).
В настоящее время национальная живопись гохуа вышла из узких рамок традиционной тематики, последовав за порой. Живопись становится более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирические и жанровые композиции на темы сегодняшнего дня. Современные полотна, исполненные в стиле гохуа, наполняются новым содержанием, живым духом времени.
Просмотры: 4
Философия образа
В традиционной китайской живописи существуют четыре основных жанра: анималистический ( изображение цветов и птиц), пейзажная живопись “Горы и воды”, портрет и миниатюра, которые часто пишутся на веерах и других предметах обихода. Из всех жанров наибольшее значение приобрел “пейзаж”, как отражение глубинной философии о единстве человека и природы.
Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала — Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника:
«Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли… Между ними заботливо расположи пейзаж».
Мир, Небо и Земля воплощались через два противоположных принципа: мужская сила — Янь и женская сила — Инь. Их взаимодействие порождало пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, которые образовывали всё реальное, всё сущее.
В китайских пейзажах горы олицетворяли мужское светлое начало Янь, а вода — женское тёмное начало Инь, из сочетания которых, по древним представлениям и возникает вселенная.
Горы — кости Земли, потоки воды — вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремится передать мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. К примеру, зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой выражения сути бытия.

Природа рассматривалась и как место спасения от условностей общества, как убежище, где одинокий художник, поэт и философ наслаждался красотой. Рассматривая пейзаж, тонкий ценитель и знаток живописи «отправлялся» в странствия по далям. Художник выражал лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Он призывал к слиянию с ней, к постижению ее тайн.
Миниатюрность человеческих фигурок на фоне грандиозных ландшафтов подчеркивала величие вселенной, в которой человек является маленьким элементом, подчинённым могучим силам мироздания.
В этом состояло важное отличие представлений китайской культуры от европейской, где человек был в центре внимания, его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир

Духи дверей
В Китае принято дарить картины по особым случая, часто на них писали пожелания. Считается, что изображение с благопожелательным сюжетом, приносит его обладателю счастье, богатство, здоровье, успех.
Обычай вывешивать на створках дверей парные изображения божеств, охраняющих дом от вторжения злых духов, уходит в глубокую древность. Вот как повествует об этом одна из легенд.
Однажды император Тай — цзун (627-650 гг.) заболел и вообразил, что к нему в спальню проникли демоны. Тогда двое министров императора в полном вооружении встали у его спальни, после чего Тай — цзун стал спать спокойно и болезнь отступила. Император приказал нарисовать изображения министров на дверях, чтобы проверить, будут ли являться демоны — ночи проходили спокойно.
Такие изображения впоследствии и стали мэнь — шэнями. В виде мэнь — шэней также изображались пары мальчиков.
Движение природы
Особая утонченность и красота восточных картин — в глубокой поэтической и духовной взаимосвязи с природой, в любовании природой как совершенным творением, а также в стремлении передать в художественном произведении тот жизненный ритм, движение жизни, который присущ всем вещам в природе, передать его сущность, а не видимую форму. Именно поэтому китайской живописи чужд натурализм, стремление к внешнему сходству.
Еще в V в. китайский художник Се Хэ на основе еще более древних воззрений сформировал шесть основных законов живописи:
- одухотворенный ритм живого движения
- мастерство и техника использования кисти
- соответствие формы реальным вещам
- правильное использование красок для предмета
- пропорциональное расположение вещей
- следование традициям, копирование работ древних мастеров.
Самым важным является первый принцип: передать в живописи «одухотворённый ритм живого движения».

Происхождение
Гохуа означает «живопись нашей страны», термин появился в конце 19 века в противовес понятию «сиянхуа» — «заморская» или «западная» живопись. Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью». Второй термин часто применяют к стилю Гохуа. Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование». Понятие Гохуа традиционно применяют для полотен, написанных до 1840 года – работы этого времени могут считаться примерами древней китайской живописи.
Сквозь века
Традиция национальных самобытных рисунков уходит корнями в период III-II веков до нашей эры.
Достичь мастерства в искусстве Гохуа сложно – особенности стиля исключают вероятность ошибки.
Пуантилизм как стиль в живописи
Художники долго учатся и тренируются, чтобы овладеть необходимыми навыками. Перед началом работы художник должен хорошо представлять изображение, которое планируется отобразить. Исправить неудачные штрихи, как на полотне, невозможно. Работа ведется на одном дыхании, без перерывов, чтобы избежать ошибок.
Бумага вместо полотна
Для живописи Гохуа применяется специальная бумага Суан – она характеризуется специфической текстурой. Поверхность бумаги подходит для работы с китайской тушью, можно нанести штрихи разной интенсивности и длины. Тематикой картин в стиле Гохуа является природа, а наиболее распространенные жанры – портрет, пейзаж. На картинах изображают рыб, птиц, креветок, насекомых. Для работ в стиле Гохуа характерны каноны стиля.
Не только живопись
Многие китайские художники не только специализируются на изобразительном искусстве, но и занимаются поэзией и каллиграфией. Стихотворения добавляют на полотно, вплетая в основной сюжет. Это главная отличительная особенность. Иероглифы и стихи, написанные автором картины, становятся его почерком, проявлением индивидуальности. Стиль Гохуа – это переплетение каллиграфии, поэзии, живописи и особой техники передачи изображения.
Экспрессионизм как стиль в живописи
Современная китайская живопись
В настоящее время в Китае действуют семь академий художеств трёх ступеней: Центральная академия изобразительных искусств, Академия художеств имени Лу Синя, академии художеств в Чжэцзяне, Гуанчжоу, Сычуани, Ксиане, Тяньцзине. Кроме того, существуют отделения изобразительного искусства в художественных и педагогических училищах в провинциях, городах, в автономных районах.
В Китае также много авторов, рисующих в западных стилях, в основном это реализм и импрессионизм, которые официально одобрены и наиболее интересны самим китайцам.
Наряду с традиционной китайской живописью, большое развитие получили в Китае и разные жанры западного изобразительного искусства: масло, гравюра и акварель. Многие современные художники, успешно сочетая приёмы традиционной китайской и западной живописи, открывают новые пути творчества.
Сегодня на поприще китайской живописи царит творческое оживление: в художественных галереях страны регулярно организуются персональные или коллективные выставки. Китайские живописцы то и дело устраивают выставки за границей — в Японии, Республике Корее, Сингапуре, США, Канаде
Поскольку китайская живопись отличается от западной живописи своей самобытной красотой и культурной ценностью, она постоянно приковывает к себе внимание зарубежных ценителей искусства и коллекционеров
Главные принципы картин
Простым обывательским взглядом посмотреть на произведения китайских художников не получится. Картины гохуа символичны, поэтому их рассматривают пристально, как будто читают книгу, добираясь до сути, что же хотел сказать автор.
На полотнах художников из Поднебесной не встретить объемного изображения, нет обилия красок и игры теней, пропорции не всегда соблюдаются. Живопись гохуа относится к линейному изображению.
Основные принципы китайской живописи сформулированы теоретиком Сэ Хэ:
- Звучание духа, движение жизни;
- Способ кости, применение кисти;
- Соответствие объекту, изображение формы;
- Подобие типу, наложение красок;
- План и чертеж, место и положение;
- Передача копированием, следование образцам.
Большинство художников придерживалось какого-то одного принципа в живописи, так как следование сразу всем заветам мастера очень сложно.
Яндекс.Картинки
В отличие от европейских творений, на китайских полотнах всегда есть не закрашенные участки. Они тоже несут смысловую нагрузку, например служат фоном для плывущей лодки или представляют собой туманную облачность вокруг горной вершины.
Создание картины гохуа подобно медитации. Тело достигает высшей точки расслабления, а разум максимально концентрируется на творчестве.
Яндекс.Картинки
Мастер-живописец
Удары кисти должны быть абсолютно точными, так как тушь или краски мгновенно впитываются в тонкий шелк или бумагу, и исправить написанное невозможно. Перед тем как писать картину художник создавал ее в своем воображении во всех подробностях, поскольку было не принято делать предварительные эскизы. Работа выполнялась на одном дыхании, не отрываясь.
Китайские живописцы почти всегда были одновременно каллиграфами и учеными, эрудированными в литературе, поэзии и философии. Поэтому традиционная китайская картина представляет собой триединство живописи, каллиграфии и поэзии.
Часто изображение дополнялось стихами или философскими изречениями, которые наносились на полотно и подчеркивали или усиливали идею картины. Это сочетание рисунка и иероглифов придавало особую красоту и законченность произведению и стало отличительным стилем китайской живописи. Кроме этого художник наносил на картину именную печать, без которой картина считалась незаконченной.
В основе китайской живописи и каллиграфии лежит линия. Рисунок создавался с помощью игры линий, в изображении не присутствовало объема, формы, перспективы, которые в западной живописи пишутся с помощью цвета и светотени. Напротив, изображение было линейным, часто в картине присутствовало много пустого пространства. Но с помощью простых линий китайские живописцы творили произведения высокого художественного совершенства.
Китайская древняя Академия художеств
Школа китайской живописи У-Син
Техника китайской живописи У Син зародилась в Древнем Китае. Это искусство в Китае уходит корнями в вечность. У Син — это система из пяти первоэлементов (вода, огонь, дерево, земля и металл). Эти основные элементы имеют большое значение во всей традиционной китайской философии, науке и медицине; они часто упоминаются в китайских текстах; Без них немыслимы китайский фольклор и искусство.
Живопись У Син — это психофизическая практика, которая позволит вам прикоснуться к древнему искусству из первых рук, развить творческое и нестандартное мышление, научиться управлять эмоциями, раскрыть талант художника, освободить себя от усталости и стресса. Живопись У Син оказывает сильное терапевтическое влияние на искусство.
Курсы китайской живописи в последнее время становятся все более популярными во всем мире, занятия, как правило, проходят в теплой дружеской атмосфере в сопровождении восточной музыки.
Современная китайская живопись
В настоящее время в Китае существует семь трехуровневых художественных академий: Центральная академия изящных искусств, Академия искусств Лу Синь, художественные академии в Чжэцзяне, Гуанчжоу, Сычуани, Сиане, Тяньцзине. Кроме того, есть отделения изящных искусств в художественных школах и педагогических школах в провинциях, городах и автономных округах.
В Китае также есть много западных художников, в основном реализм и импрессионизм, которые официально одобрены и представляют наибольший интерес для самих китайцев.
Наряду с традиционной китайской живописью в Китае также получили значительное развитие различные жанры западного изобразительного искусства, такие как масло, гравюра и акварель. Многие современные художники успешно сочетают традиционные китайские и западные техники живописи, открывая новые пути творчества.
Сегодня в области китайской живописи наблюдается творческий ренессанс: в художественных галереях страны регулярно проходят персональные или групповые выставки. Китайские художники время от времени устраивают выставки за рубежом — в Японии, Республике Корея, Сингапуре, США, Канаде
Поскольку китайская живопись отличается от западной живописи своей особой красотой и культурной ценностью, она постоянно привлекает внимание иностранных ценителей искусства и коллекционеров
Китайская живопись. Что необходимо?
Китайская живопись отличается от западной живописью необходимым материалом для рисования. Китайские живописцы используют для рисования картины: кисть, чернильную палочку, рисовую бумагу и чернильный камень — все это необходимо в китайской живописи.
Рисовая бумага (бумага Xuan) является важным материалом для китайской живописи, так как она имеет приятную текстуру, позволяющую кисточке с чернилами свободно перемещаться по ней, заставляя мазки вибрировать от тени к свету.
Однако есть и любители росписи по фарфору, тарелок и посуды, вы также можете найти на них красивые рисунки, когда делаете покупки на ранчо или видите их в каком-то специальном ресторане. Кроме того, китайские узоры иногда делают на шелке и даже на стенах многих древних гробниц.
Сочетание поэзии, каллиграфии и печати в китайской живописи

Китайская живопись Гохуа
Китайская живопись представляет собой идеальный союз поэзии, каллиграфии, живописи и печати. Как правило, многие китайские художники также являются поэтами и каллиграфами. Они часто добавляют к своей картине стихотворение и штампы различных печатей в конце.
Сочетание этих четырех искусств в китайской живописи сделает картины более совершенными и красивыми, а истинный ценитель получит эстетическое удовольствие от созерцания китайской живописи.
Живопись и каллиграфия
Важнейшая особенность китайской изобразительной традиции — неразрывное единство живописи, графики и каллиграфии — искусства красивого написания букв. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники — картины. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Особенно большое значение в китайской графике имела кривая линия — знак круговорота Великого пути. До появления бумаги надписи делали на узких бамбуковых пластинках, что во многом объясняет особенность написания китайских иероглифов сверху вниз. В VII—XIII вв. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Художники расписывали стены храмов и дворцов. На картинах великих мастеров можно увидеть традиционные объекты: благоухающую орхидею, вечнозеленые сосны и кипарисы, несокрушимые скалы, воплощение жизненной силы — бамбук, животных, птиц и др. Китайская живопись основана на тонком соотношении нежных минеральных красок, гармонирующих между собой. Передний план обычно отделялся от заднего группой скал или деревьев, с которыми соотносились все части пейзажа. Композиционный строй картины и особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью. С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке. Художники создавали миниатюрные живописные композиции на веерах, экранах и ширмах, писали на многометровых свитках сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи. Сюжетами служили мифы о героях — предках, чудесных птицах и загробном мире. В творчестве Ци Байши, одного из наиболее известных китайских художников, жившего на рубеже XIX—XX вв., отразились классические традиции и экспериментальные поиски. Он копировал образцы классической живописи и каллиграфии и при этом много работал с натуры в поисках собственных, неповторимых средств выразительности. Первая тушечница и палочка туши, обе старые и потрескавшиеся, были подарены юному Ци Байши его дедом. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе. Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре «цветы — птицы». Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы и т. п. Особое пристрастие питал художник к водным обитателям: рыбы, креветки, крабы, лягушки ценились мастером как объекты чрезвычайной художественной выразительности. Ци Байши не переставал удивляться красоте мира, сочности, свежести и яркости плодов граната, персиков, винограда, ягод вишни, которые писал виртуозно.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ УГЛЕМ
Углем выполняются наброски, рисунки с натуры, эскизы.
Этот податливый графический материал может быть одновременно жестким (тонкие четкие штрихи, линии углем) и мягким (растушевка), тем самым позволяет подчеркнуть индивидуальные черты человека, изгибы очертаний. С помощью угля можно создавать интересные тональные эффекты, используя свойство угля хорошо передавать фактуру.
Мягкость угля различается в зависимости от породы дерева, из которого изготавливается уголь для рисования. Чистый уголь обычно изготавливают из ивовых или виноградных веточек, тогда как прессованный уголь более твердый в отличие от чистого угля, его делают из измельчённого каменного угля с добавлением растительного клея. Используя уголь разных видов, можно получить еще более широкую тоновую палитру от матово-серого оттенка (чистый уголь) до густо-чёрного цвета (прессованный уголь).
Портреты углем выглядят очень реалистично и объемно. В рисунках углем используются приемы растушевки, когда линии и тональные пятна смягчаются бумажной растушевкой, тем самым изображение становится более объемным. С помощью угля можно получить множество градаций тона, что позволяет получить реалистичное изображение. Рисунки углем закрепляются фиксативом для длительного и бережного хранения.





























