Вышивка в Древнем Китае
Китай — это страна, имеющая уникальную культуру, совершенно отличающуюся от европейской, в ней соединяются национальные мотивы разных народов Востока и богатая тысячелетняя история страны. Вышивка – один из важнейших элементов китайского фольклора, в этой стране она является не просто частью бытовой жизни человека, но и настоящим искусством. Начинается история китайской вышивки еще в Древнем Китае около 1 тысячи лет до нашей эры, однако благодаря тому, что на Востоке принято сохранять традиции, мы можем видеть элементы древней вышивки и в работах современных рукодельниц.
Китайская вышивка. Фото: livemaster.ru
Изначально вышивка была прерогативой одних только богачей, ей украшали одежду придворной знати и интерьеры императорских дворцов
Рукоделием занимались даже жены императоров, уделяя этому виду прикладного творчества особое внимание. Однако впоследствии вышивка перешла в бытовую жизнь китайцев, становясь элементом фольклора — в нее привносились сюжеты из народных легенд, мифов, сказок
Своего расцвета китайская вышивка достигла в период правления династии Сун: активно совершенствовались техника вышивания, материалы и инструменты, которыми пользовались китайские рукодельницы.
Прошло уже несколько тысячелетий, но этот вид прикладного искусства не только не был забыт, но стал настоящим народным достоянием — до сих пор то, что под силу китайским мастерицам, не смогла повторить ни одна машина.
Состав ткани и ее свойства
Первоначально китайку производили из шелка, потом из хлопка. Сегодня эта двусторонняя ткань может быть сделана из любых, в том числе синтетических волокон. Узоры могут быть как одного цвета, так и многоцветными.
По фактуре напоминает парчу, по сочности красок – атлас, а по мягкости – шелк. Этот прочный и красивый материал, хорошо подходящий для пошива в том числе реверсивной одежды, является сейчас одним из модных трендов.
Шелк
Известность и роскошь: подробный обзор ткани шелк
подробнее
Атлас
Гладкость, блеск и универсальность. Какие еще есть характеристики у ткани атлас?
подробнее
Парча
Каковы характеристики роскошной ткани парчи и как за ней правильно ухаживать?
подробнее
Немного из истории китайской вышивки
Китайская вышивка – очень древняя, ведь шелковые ткани, расшитые шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями берут исток в Поднебесной. Более 4 тысяч лет назад в книге «Шаншу» записано постановление о необходимости украшения официального и праздничного наряда рисунками и вышивкой. В литературе Западной Джоу находим слова «вышивка и живопись – неразделимы». Дошедшие до нас старые образцы этого искусства эпохи Воюющих царств (475–221 годы до н. э) – вышитые фениксы и драконы. Во времена династии Сун (960–1279 годы) была открыта первая вышивальная мастерская в Китае. С годами это умение распространялось и совершенствовалось, вновь и вновь воплощаясь в новых творческих замыслах. В начале XX века мастерица Шень Юньчжи внесла в свои вышитые работы приемы картин, выполненных маслом, создав новый стиль «реалистическая вышивка», который признан как на родине Шень, так и за рубежом. Также в начале прошлого века Ян Шоуюн была создана новая техника «произвольный стежок», когда стежками разной длины и направлений накладываются слои определенного цвета, что придает готовой работе глубину. Эта техника открыла новую эпоху в развитии вышивания шелком.
Работа профессионалов
Китайская техника вышивки действительно уникальна. Картины даже с одинаковыми сюжетами будут выглядеть по-разному, ведь у каждого мастера есть свое собственное видение мира и свои маленькие хитрости, которые передаются из поколения в поколение.
Конечно, всем нам хотелось бы научиться вышивать такие удивительные картины, но, к сожалению это довольно сложно. Для того чтобы освоить данную технику и самостоятельно выполнить двухстороннюю картину необходимо учиться долгие годы. В Китае этому искусству начинают обучать еще в детстве, для того чтобы став взрослым человек мог создавать прекрасные шелковые шедевры.
Посмотрите внимательно на эти работы и представьте себе, сколько времени и сил уходит на то чтоб такая вышивка могла радовать окружающих своей неземной красотой и величием. А ведь профессионалы, вышитые полотна предпочитают делать двухсторонними. Причем с одной стороны вышивка по шелку может быть выполнена нежными светлыми нитками, а с другой наоборот более яркими и насыщенными.
Для того чтобы увидеть как работает настоящий мастер вышивающий шелком картину вы можете просмотреть видео работы по вышивке шелком на нашем сайте.

Обратите внимание на то, что мастера вышивает на специальном подрамнике, который установлен на удобной для них высоте. Кроме того вышивальщица периодически поворачивает этот подрамник
Стежки делаются молниеносно, но перед тем как проткнуть ткань женщина ненадолго замирает, выбирая подходящую точку будущего прокола. Создается впечатление что вышивка «стоит на месте», лишь быстро мелькают руки мастерицы как будто крылья порхающей бабочки.
Конечно же, это не так – работа не стоит на месте. Просто такого рода вышивка это очень трудоемкий и сложный процесс и для того чтобы увидеть какие-либо изменения нужно подождать несколько дней, а порой и пару недель.
Символика: Что можно понять по сюжету вышивки?
В каждой культуре вышивка является таким же элементом фольклора, как и сказки, песни, легенды. Сюжеты, изображенные на вышивках, несут определенную смысловую нагрузку, имеют свою символику. Культура Китая всегда была тесно связана с природой, поэтому, не удивительно, что одним из самых частых мотивов является изображение растений и животных. Они тоже имеют особенное значение и размещаются на одежде или мебели с определенной целью.
Богач – бедняк
В древнем Китае, как и во многих других странах, существовало деление на сословия. Отличить эти сословия друг от друга помогала, в том числе вышивка на их одежде. Например, на вышивке воина принято изображать тигра, леопарда, льва, поскольку эти животные издревле считались символом воинской доблести.
Вышивка Тигр. Фото: china-inc.ru
Вышивка Цилинь. Фото: emaze.com
Вышивка Леопард. Фото: pu-yi.narod.ru
А на вышивке чиновника часто изображались птицы, например, журавль, павлин, гусь. Птицы являются посланниками бога, а поскольку бог в древнем Китае отождествлялся с императором, то и птицы как бы являлись слугами императора.
Если же журавль изображен на одежде простого человека, не являющегося чиновником, возможно, он только желает получить высокий чин.
Также у каждой императорской династии существовало определенное символическое животное, которое изображалось на царской одежде, например, лев, журавль, цилинь. Однако универсальным для одежды правителя являлось изображение драконов. Дракон — одно из самых почитаемых животных в китайской мифологии, он олицетворяет силу, мощь, великодушие. На одежде императора было принято размещать сразу пять драконов, этот рисунок был доступен только высшему лицу в государстве.
Вышивка Дракон. Фото: pinterest.dk
Мужское – женское
Как и во всех культурах в вышивке Китая есть определённые изображения с женской и мужской символикой, например, феникс и дракон. Феникс часто изображается на женском костюме и является символом милосердия, благополучия, тепла, пристойности. Иногда феникса изображают фрагментами: только крыло или роскошный хвост. Также частым является изображение феникса на свадебных нарядах, так как это мифическое существо в китайской культуре покровительствует браку. В свою очередь, дракон являлся символом мужественности, силы, благородства и размещается на костюме мужчины.
Китайская вышивка свадебный наряд. Фото: mylitta.ru
Китайская вышивка свадебный наряд. Фото: aminoapps.com
Долголетие и здоровье
Если вы хотите «жить долго и счастливо», то для своей одежды вам нужно выбирать вышивку с изображением черепахи, журавля или бамбука. Черепаха является символом вечности во многих культурах, и Китай не исключение. Существует даже особенный орнамент вышивки под названием черепаха, выполненный в виде ее панциря.
Орнамент черепаха. Фото: china-inc.ru
Вышивка журавли. Фото: silklandia.ru
Вышивка бамбук. Фото: bestpodarki.ru
Также символом долголетия является и журавль, для птицы возраст жизни сроком около 50 лет, является достаточно долгим, именно эту особенность подметили древние китайцы. Если же вы хотите быть здоровым, смело вышивайте изображение бамбука, который является символом стойкости, здоровья и долголетия, ведь он на самом деле используется в лекарственных целях.
Кроме зооморфной символики в китайской вышивке есть много повторяющихся орнаментов, которые неизменно вышивались на одежде или текстильных изделиях, например, гора — это опора мироздания, центр вселенной, а водоросли, которые часто изображались внутри геометрической фигуры, — символ природной чистоты, огонь — острого ума.
Разновидности китайских шелковых вышивок
Из Китая произошло множество вариаций вышивок, однако наиболее распространены следующие:
«Су». Технология, проявляющая максимальную утонченность и элегантность. При вышивании таким методом положено делить рабочую нить на несколько микрочастей. При выполнении технологии приветствуется аккуратность, гладкость, стежочная ровность и их плотность. Для выполнения картины в таком стиле потребуется использовать плавную цветовую гамму.
«Сян». Чаще всего этот стиль можно наблюдать на вышивках пейзажа, животных и птиц, цветов. При использовании техники рукодельница смешивает несколько цветов и небрежно укладывает стежки.
«Yue». На таких полотнах чаще всего передают всю мощь и волшебство, изображая птицу «Феникс», либо драконов. При вышивании используются яркие, насыщенные цветовые палитры, а стежки поражают ровностью и гладкостью.
«Шу». Такая картина не требует особой яркости и выполняется на атласной ткани, немного светлее самих ниток. Также она имеет специфические, и пыщащие разнообразием стежки.
Хранение и вышивка
Не забывайте, что китайская вышивка время от времени должна выноситься на свежий воздух для того, чтобы подсохнуть, ведь для натурального шелка не менее важным считается постоянный и переменный поток воздуха. Запрещается шелк ставить под стекло, так как в нем шелк попросту сможет задохнуться и разрушиться естественным путем, не забывайте, что это натуральный материал.
Важно чтобы готовая картина шелком не хранилась под прямыми солнечными лучами, так как шелк может выгореть и высохнуть, а в дальнейшем разрушится. Во время вышивания картины рекомендуется применять для удобства специальный подрамник на 5 сантиметров больше создаваемого изображения. Для закрепления ткани нужно взять небольшие кнопки, но если вышивка производится на шелке золотого, голубого или белого цветов чтобы ее не испачкать и не испортить нужно, подложить полосу светлой бумаги
Для закрепления ткани нужно взять небольшие кнопки, но если вышивка производится на шелке золотого, голубого или белого цветов чтобы ее не испачкать и не испортить нужно, подложить полосу светлой бумаги.
Машинная вышивка и ручная
Вышивают на шелке вручную, это связано с тем, что ткань очень легкая и машинная игла может оставить на ней просветы, которые очень видны и совершенно не вписываются в принятый порядок. Китайская вышивка должна иметь контур, который нельзя достичь при машинной вышивке. Контур должен быть равной толщины, так как разница сразу же будет просматриваться в тех местах, где были проколоты дырочки и проходили нити. Получается, что картины должны быть вышиты общей нитью, которая нигде не прерывается, а плавно перерастает в другие цвета, подобному мастерству следует учиться не один год.
Если вы хотите, дополнить картину с другой стороны, к примеру, деревьями или изображением леса, тогда необходимо вышивать в двухслойной технике. Второй слой должен быть изображен на шелке более плотного ткачества, а цветы изображаются на прозрачном шелке. Если правильно наложить их друг на друга, то получится необычная глубина.
Мастерицы, создавшие картины в китайской технике, выставляют их на выставках, чтобы все желающие могли насладиться утончённым и неповторимым световым преломлением нитей, которые оживляют изображение и кажется, что к тебе сейчас выпрыгнет из рамки живой мягкий тигр или шелохнутся от дуновения тихого ветра утончённые белые лилии. Такое оригинальное произведение можно подарить любимому человеку, оно станет настоящим украшением и ценным подарком!
Протеиновое волокно или в чем особенность шелка
Во многих летописях древности можно встретить информацию о том, что мастера применяли специальные иглы, которые были тоньше конского волоса для того, чтобы не испортить нежную шёлковую ткань проколами, и создать оригинальное произведение. Изображались птицы, животные, цветы и деревья, павлины, улицы городов ведь шелку еще с древности отведено почетное место. Как только вышивка попала на Запад, мастерицы начали изображать портреты знаменитостей. Китайская вышивка шелком очень ценится среди коллекционеров.
В свою очередь, стоит отметить, что шелк выступает в качестве натурального протеинового волокна. Прочность нити будет зависеть от того, чем и как часто питался червь. В шёлковой ткани отсутствуют клетки, она имеет треугольное сечение, благодаря которому отмечается исключительный блеск.
Особенностью шелка считается его гигроскопичность, увеличенная устойчивость к изгибам, вмятинам. Он обладает низкой светостойкостью и термоизоляцией, в жару охлаждает (если носит одежду из этого материала).
Необходимо отметить прочность и одновременную легкость шелка. К нам дошли рассказы о том, что в древности воинов облачали в одежду из шелка, которая оберегала их от стрел и они не пробивали подобное облачение. И напоследок: шелк весьма гигиеничный материал, в нем не заводятся микроорганизмы и бактерии.
Работа профессионалов
Китайская техника вышивки действительно уникальна. Картины даже с одинаковыми сюжетами будут выглядеть по-разному, ведь у каждого мастера есть свое собственное видение мира и свои маленькие хитрости, которые передаются из поколения в поколение.
Конечно, всем нам хотелось бы научиться вышивать такие удивительные картины, но, к сожалению это довольно сложно. Для того чтобы освоить данную технику и самостоятельно выполнить двухстороннюю картину необходимо учиться долгие годы. В Китае этому искусству начинают обучать еще в детстве, для того чтобы став взрослым человек мог создавать прекрасные шелковые шедевры.
Посмотрите внимательно на эти работы и представьте себе, сколько времени и сил уходит на то чтоб такая вышивка могла радовать окружающих своей неземной красотой и величием. А ведь профессионалы, вышитые полотна предпочитают делать двухсторонними. Причем с одной стороны вышивка по шелку может быть выполнена нежными светлыми нитками, а с другой наоборот более яркими и насыщенными.
Для того чтобы увидеть как работает настоящий мастер вышивающий шелком картину вы можете просмотреть видео работы по вышивке шелком на нашем сайте.
Обратите внимание на то, что мастера вышивает на специальном подрамнике, который установлен на удобной для них высоте. Кроме того вышивальщица периодически поворачивает этот подрамник. Стежки делаются молниеносно, но перед тем как проткнуть ткань женщина ненадолго замирает, выбирая подходящую точку будущего прокола
Создается впечатление что вышивка «стоит на месте», лишь быстро мелькают руки мастерицы как будто крылья порхающей бабочки
Стежки делаются молниеносно, но перед тем как проткнуть ткань женщина ненадолго замирает, выбирая подходящую точку будущего прокола. Создается впечатление что вышивка «стоит на месте», лишь быстро мелькают руки мастерицы как будто крылья порхающей бабочки.
Конечно же, это не так – работа не стоит на месте. Просто такого рода вышивка это очень трудоемкий и сложный процесс и для того чтобы увидеть какие-либо изменения нужно подождать несколько дней, а порой и пару недель.
Раз царица под окном пряла что-то вечерком…
Императору Цинь Шихуанди (秦始皇帝), как первому известному правителю объединенного Китая, часто приписывали изобретение всего на свете: от письменности и гончарного круга, до иглоукалывания
Народная молва не обошла вниманием и его жену – Лэй Цзу (嫘祖), которой начали приписывать изобретения важные в женской работе
Согласно легенде Лэй Цзу отдыхала в саду своего дворца, под тенистой шелковицей, и сидя за изящным столиком пила ароматный чай. В это время в чай упал кокон шелкопряда. Под воздействием кипятка он размяк, а когда императрица начала его вытягивать, кокон размотался, поразив Лэй Цзу длиною и крепостью нити.
Впечатленная этим, Лэй Цзу собрала с дерева остальные коконы, распустила их и соткала своему мужу одежду. Попутно она придумала катушку и ткацкий станок. Обрадованный результатом муж выделил Лэй рощу шелковицы и помощниц для ее опытов по шелководству.

Императрица Лэй Цзу
Как бы то ни было на самом деле, но спустя несколько веков, императрица, под именем Си Линши (西陵氏) стала богиней-покровительницей шелководства. Ежегодно, в апреле, на территории провинции Чжэцзян проводится фестиваль в честь этой богини, называемой «Госпожой шелкопряда».
В древнем Китае императрицы в память о венценосной предшественнице и изобретательнице шелка участвовали в ежегодной церемонии поклонении Си Линши. В период империй Северная Ци и позднее Чжоу, императрица отправлялась в храм в окружении императорских наложниц и жен высших сановников, восседая на украшенной перьями колеснице. Там приносили в жертву быка и выполняли обряды. Таким образом, императрица открывала в стране сезон шелковичных работ.
При династии Хань императрица для жертвоприношения собственноручно собирала листья шелковицы. Также в стране были разбиты священные рощи. Поклонялись и отдельно взятым шелковицам. Пиетет, который китайцы испытывали к шелковичному червю и шелку, они перенесли и на шелковицу.
История происхождения
В Европе первые упоминания об этой ткани относятся к середине 14 века. Тогда французские и итальянские ткачи начали ткать такое полотно — чаще всего из шелка, но нередко из шерсти и льна.
В Китае для производства такого материала придумали специальные ткацкие станки с большим количеством изгородей, позволявшие плести ткани с очень сложными узорами. Китайцы использовали эту технику еще во времена династии Тан (VI-IX века н.э.). В Россию ткань этого типа попала именно из Китая, отсюда ее русское название.
Начиная с середины XVIII столетия китайку начали массово завозить в нашу страну. Одновременно развивалось отечественное производство, которое уже в начале XIX века позволило не только полностью отказаться от импорта, но и начать экспортировать китайку в другие страны, в том числе и в сам Китай.
Больше всего российской китайки производилось в Костромской губернии, где крупнейшей фабрикой владел предприниматель из города Вичуга (ныне Ивановская область) Петр Коновалов.






























