Как изготовить батик
Для росписи по ткани необходимо приобрести ряд инструментов. Ниже представлен список для начинающих:
Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти
Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
Бумага
Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.
Краски. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.
Пошаговая инструкция холодного батика для новичков
Обычно новички выбирают холодный батик. Он прост в исполнении и не требует много материалов. Нужно лишь следовать инструкции:
- Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
- Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
- Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
- На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
- Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.
Не бывает шелкографии без шелка
В древности роспись по шелку была распространена только в Китае. Не потому, что в остальном мире не ценили изысканную прелесть этого материала. Напротив, ценили — вплоть до смертной казни за попытку раскрыть секрет изготовления шелка. О его распространении есть несколько легенд. По одной из них правителю восточного государства Хотан эту волшебную ткань привезла невеста, китайская принцесса. И не только ткань. Девушка спрятала коконы шелкопряда в замысловатой прическе, а семена тутового дерева — среди мешочков с травами. Под видом домашней прислуги с ней прибыли специалисты по разведению шелкопряда, тутовых деревьев и ткачеству. Все тайное однажды становится явным — и шелк постепенно распространился сначала по Индо-Азиатскому региону, а после — и по всему миру.
Японская красавица в традиционном кимоно. Япония. XVIII в
🔴 🔴 🔴 Украинофобам и путиноидам в этом сайте не место
Как вы можете призывать к антитерористической коалиции, если вы подстегиваете терроризм прямо под вашими дверьми? Как вы можете говорить о мире, легитимности, если ваша политика состоит в развязывании войны за счет марионеточных правительств? Как вы можете говорить о свободе народов, если вы наказываете соседа за его выбор? Как вы можете требовать уважения к себе, если вы никого не уважаете и вероломно искажаете ИСТОРИЮ? Варварские методы путина превзошли Третий Рейх Гитлера. Кровавый маньяк-палач путин с шизоаффективным расстройством, который уничтожает украинцев, призвал их «не допустить возрождения нацизма»… Варварская война россии против Украины еще раз подтвердила научные выводы академика Грушевского: украинцы автохтоны на своей земле и братьями с россиянами никогда не были. Война также напомнила, что предки рашистов на украинских землях всегда были чужаками, а их ордынские полчища – преступниками и мародерами. Орки-фашисты, как говорят в Одессе, слушайте сюда: Никогда мы не будем братьями ни по родине, ни по матери. Духа нет у вас быть свободными — нам не стать с вами даже сводными.
Загадочная каллиграфия
Вероятно, началось все с каллиграфии — именно ее китайцы считали (и считают по сей день) вершиной изобразительного искусства. Изящное начертание совершенных по форме и глубоких по содержанию загадочных для нас китайских знаков-букв просто требовало достойного материала для письма. Со временем художники перешли к менее возвышенным, но столь приятным для глаза жанрам пейзажа и натюрморта, изображениям бытовых сценок и домашних животных. На этих полотнах царит атмосфера гармонии, простоты и отдохновения. Это древнее искусство когда-то называлось «Во» — роспись по белому шелку. Расцвет его пришелся на эпоху Западной династии Хань (206 г. до н. э. — 9 г. н. э.).
Какие применяются материалы и инструменты
Для удобства в работе надо заранее подготовить рабочее место и инструменты, приобрести подходящие материалы.
Чтобы заниматься росписью ткани, достаточно отвести для этого небольшое пространство, где будет находиться рабочий стол с выдвижными ящиками, где можно хранить все необходимые материалы, приспособления для выполнения батика.
Список необходимых инструментов и материалов:
- Подрамник и пяльцы для вышивки. Ткань для выполнения батика должна быть обязательно хорошо натянута. Если делать небольшой рисунок, то вполне достаточно будет обычных пялец. Но чаще батик делается на большом полотне и для этого надо иметь каркас подходящего размера. Можно использовать специальный подрамник, на который натягивают холст для живописи. Он имеет с лицевой стороны небольшие скосы, чтобы ткань не касалась планок. Для батика подходят также раздвижные рамы, продающиеся в художественных магазинах.
- Строительный степлер со скобами или кнопки для натяжения ткани на подрамник.
- Ножницы, линейка, карандаш.
- Фантомный маркер для нанесения рисунка на ткань, который испаряется после применения контурного резерва и красящих составов.
- Аэрограф, если понадобится равномерное нанесение краски на большой участок ткани.
- Бумага или калька для подготовки эскизов для дальнейшего нанесения на ткань.
- Копировальная бумага.
- Кисти. Эти инструменты особенно важные для получения качественной росписи, поэтому на них нельзя экономить. Приобрести надо круглые и плоские кисти нескольких разных размеров. Они не должны быть слишком жесткими, лучше выбирать с мягкими синтетическими волосками или беличьи.
- Краски. Новичкам лучше приобретать специальные акриловые краски для росписи на ткани, растворимые в воде. Более жидкие краски используют для тонких материалов, а напоминающие по консистенции гуашь — для тканей поплотнее.
- Баночки или стаканчики для разведения в воде красок различных оттенков.
- Контурный резерв. Купить можно для горячего батика готовый состав из воска и парафина в баночке или специальные контуры для холодного батика.
- Чантинг — специальный инструмент для нанесения горячего воска.
- Стеклянные трубочки нескольких размеров для нанесения контуров разной толщины под холодный батик.
- Ткань. Хлопок, шелк, шерсть, шифон, крепдешин и другие, подходящие для выбранной техники.
Роспись по шелку: картины
Освоив технику нанесения краски на ткань и попрактиковавшись с простейшими абстрактными узорами, можно переходить к созданию целых картин
на определённую тему. По возможности рекомендуется посетить мастер класс по рисованию на ткани. Перед тем как приступать к росписи, необходимо тщательно продумать и набросать на бумаге эскиз будущего изображения. Только после этого можно приступать к исполнению замысла красками на платке.
Наиболее популярные сюжеты росписи – восточные мотивы
: журавли, цветущая сакура, стрекозы и бабочки. При выполнении рисунка следует иметь в виду, что общий колорит изображения должен гармонировать с цветом платка, диссонансов и резких контрастов не должно быть.
Если изображение имеет большие размеры, начинать необходимо с центра, постепенно переходя на периферию. Использование кисточек различного размера поможет передать тонкую игру светотени и сделать картинку более объёмной. Перед тем как приступать к выполнению рисунка, необходимо попробовать выбранные краски на выбранном куске ткани. Если рисунок быстро потускнеет или расплывётся, для выполнения большой картины лучше взять другие, более качественные красители. Во время выполнения рисунка необходимо быть внимательным и аккуратным, потому что исправить допущенную ошибку без ущерба для общей картины получается не всегда.
Разновидности и техники батика
Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.
Горячий батик
Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.
Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.
Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.
К просмотру видео:
Холодный батик
Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.
Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.
Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.
Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.
Смотрите видеоряд:
Свободная роспись
Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.
При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.
Мастер-класс по видео:
Узелковый батик (бандан)
Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.
Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.
Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.
Смотрите метод:
Набивной батик
Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.
Смотрите, как исполняют технику:
Техника сибори
Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.
Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.
Оборудование и материалы
Обычно, посмотрев великолепные работы мастеров, многие загораются желанием попробовать свои силы в этом деле и заняться росписью по шелку. Такие энтузиасты интересуются тем, что нужно для росписи по шелку. Для этой техники существует множество приспособлений, но ею можно начать заниматься, даже имея только самое необходимое оборудование.
Легкий эпонж – великолепный материал для начинающих художников. Эта ткань хорошо подходит для тренировочных упражнений и пробников, а также для изготовления праздничных открыток, шарфов и картин. В процессе работы, по мере приобретения опыта, можно пробовать работать с другими видами шелковых тканей.
- Красители и краски для шелка
- Контурные смеси и гутта
Нанесение линий, служащих при росписи по шелку барьером от растекания красок по ткани, является обязательным элементом этой технологии. Барьерные линии наносятся при помощи гутты и других контурных составов.
Тонкие металлические насадки
Существуют специальные металлические насадки, которые можно прикрепить на носик аппликатора для регулирования толщины контура. Выпускаются насадки диаметром 0,3–1,0 мм.
Загуститель красителей
Для изменения способа растекания краски к красителю для шелка добавляются специальные загустители.
Грунтовочный состав
Он наносится на ткань для того, чтобы изменить способность шелка впитывать краситель.
Эффектарные соли
Их используют для получения эффектных узоров, основанных на изменении фактуры рисунка.
Для удобства росписи шелк натягивают на раму, которая способствует правильному и равномерному распределению красителей. Более эффективными являются специальные раздвижные рамы разных конструкций.
Инструменты
К ним относятся кошки-крючки для натяжения шелка на раме, формы для колеров, плоские и круглые кисти разных размеров, трубочки для нанесения резерва и др.
И свиток, и картина
Китайские художники использовали полотна в виде свитков — удобно намотать ткань на бамбуковое основание и постепенно разворачивать по мере созерцания небольшой участок 20—30-метрового полотна. Но и прямоугольным форматом не пренебрегали — популярны были небольшие картинки-благопожелания к праздникам и вставки в ширмы и веера.
Японцы позаимствовали приемы шелковой живописи у китайцев около 300 г. Их ранние работы были монохромными, и только через тысячу лет японские художники начали использовать цвет. Отсюда четкость контуров, локальная насыщенность цветов и стройность композиции лучших образцов японской живописи по шелку.
Сегодня роспись по шелку популярна скорее как вид рукоделия, но ее ценность от этого не уменьшается. Индонезийский батик, индийские многосюжетные композиции или японская хрупкая ветка сакуры — сияющие краски на шелке просто завораживают.




























