Гохуа: великолепие традиционной китайской живописи

Имитация кружева

Кружевное точкование – долгий и кропотливый процесс. Рисунок переводят через копировальную бумагу. Один из вариантов – обвести рисунок сначала сплошным контуром, затем проставлять точечки в два ряда, с одной и с другой стороны полученной полосы, максимально близко к ней. Пустоты внутри узора заполняют тонкой штриховкой или сеткой, имитируя нитки. В результате получается, будто связанная вологодским кружевом салфетка.

Точечная роспись – простой способ украсить обычные вещи удивительными артами и получить уникальный предмет. Расписанные экземпляры аксессуаров и предметов быта идеально подходят для многих стилей в одежде и интерьере: эклектичный, восточный, хиппи, бохо, этнический, кантри, китч и другие.  

5 ноября 2022

Хранение и вышивка

Не забывайте, что китайская вышивка время от времени должна выноситься на свежий воздух для того, чтобы подсохнуть, ведь для натурального шелка не менее важным считается постоянный и переменный поток воздуха. Запрещается шелк ставить под стекло, так как в нем шелк попросту сможет задохнуться и разрушиться естественным путем, не забывайте, что это натуральный материал.

Важно чтобы готовая картина шелком не хранилась под прямыми солнечными лучами, так как шелк может выгореть и высохнуть, а в дальнейшем разрушится. Во время вышивания картины рекомендуется применять для удобства специальный подрамник на 5 сантиметров больше создаваемого изображения

Для закрепления ткани нужно взять небольшие кнопки, но если вышивка производится на шелке золотого, голубого или белого цветов чтобы ее не испачкать и не испортить нужно, подложить полосу светлой бумаги.

Машинная вышивка и ручная

Вышивают на шелке вручную, это связано с тем, что ткань очень легкая и машинная игла может оставить на ней просветы, которые очень видны и совершенно не вписываются в принятый порядок. Китайская вышивка должна иметь контур, который нельзя достичь при машинной вышивке. Контур должен быть равной толщины, так как разница сразу же будет просматриваться в тех местах, где были проколоты дырочки и проходили нити. Получается, что картины должны быть вышиты общей нитью, которая нигде не прерывается, а плавно перерастает в другие цвета, подобному мастерству следует учиться не один год.

Если вы хотите, дополнить картину с другой стороны, к примеру, деревьями или изображением леса, тогда необходимо вышивать в двухслойной технике. Второй слой должен быть изображен на шелке более плотного ткачества, а цветы изображаются на прозрачном шелке. Если правильно наложить их друг на друга, то получится необычная глубина.

Мастерицы, создавшие картины в китайской технике, выставляют их на выставках, чтобы все желающие могли насладиться утончённым и неповторимым световым преломлением нитей, которые оживляют изображение и кажется, что к тебе сейчас выпрыгнет из рамки живой мягкий тигр или шелохнутся от дуновения тихого ветра утончённые белые лилии. Такое оригинальное произведение можно подарить любимому человеку, оно станет настоящим украшением и ценным подарком!

Протеиновое волокно или в чем особенность шелка

Во многих летописях древности можно встретить информацию о том, что мастера применяли специальные иглы, которые были тоньше конского волоса для того, чтобы не испортить нежную шёлковую ткань проколами, и создать оригинальное произведение. Изображались птицы, животные, цветы и деревья, павлины, улицы городов ведь шелку еще с древности отведено почетное место. Как только вышивка попала на Запад, мастерицы начали изображать портреты знаменитостей. Китайская вышивка шелком очень ценится среди коллекционеров.

В свою очередь, стоит отметить, что шелк выступает в качестве натурального протеинового волокна. Прочность нити будет зависеть от того, чем и как часто питался червь. В шёлковой ткани отсутствуют клетки, она имеет треугольное сечение, благодаря которому отмечается исключительный блеск.

Особенностью шелка считается его гигроскопичность, увеличенная устойчивость к изгибам, вмятинам. Он обладает низкой светостойкостью и термоизоляцией, в жару охлаждает (если носит одежду из этого материала).

Необходимо отметить прочность и одновременную легкость шелка. К нам дошли рассказы о том, что в древности воинов облачали в одежду из шелка, которая оберегала их от стрел и они не пробивали подобное облачение. И напоследок: шелк весьма гигиеничный материал, в нем не заводятся микроорганизмы и бактерии.

Процесс набивки шелка

Набивной шелк — это техника декоративного ремесла, при которой на ткань наносятся узоры и рисунки при помощи специальных инструментов. Процесс набивки шелка является довольно трудоемким и требует определенных навыков и техники.

  1. Подготовка ткани: В первую очередь необходимо выбрать подходящую ткань для набивки шелка. Шелк наилучшим образом впитывает краску и позволяет создать яркие и четкие узоры. Ткань перед набивкой необходимо выгладить и сделать безмятежной.
  2. Подготовка инструментов: Для набивки шелка требуется рулоны или кисти различных размеров, шелковые краски, растворитель и простые инструменты для создания деталей и отделки. Инструменты должны быть чистыми и без каких-либо остатков старых красок или пигментов.
  3. Создание узора: Прежде чем начать набивку, необходимо создать узор на шелке. Это можно сделать с помощью карандаша, чтобы обозначить основные линии рисунка. Затем, используя инструменты, наносите краску на шелк вдоль обозначенных линий, создавая нужные оттенки и эффекты.
  4. Нанесение краски: Постепенно наносите краску на шелк, учитывая особенности рисунка и желаемый эффект. Можно использовать разные цвета, переходить от одного оттенка к другому и создавать объемные элементы.
  5. Фиксация краски: После нанесения краски на шелк необходимо дать ему хорошо просохнуть. Затем чтобы закрепить краску и предотвратить ее смазывание, шелк нужно профиксировать. К этому можно использовать утюг или паровой обработчик. Некоторые краски могут также требовать сушки в специальной сушильной машине.

Процесс набивки шелка требует терпения и аккуратности, но результат стоит усилий. Полученные изделия из набивного шелка отличаются яркостью и оригинальностью узоров, создавая эффектный и запоминающийся дизайн.

Традиционная китайская живопись в России

Сравнительно недавно в России никто толком и не знал ничего о китайской живописи. Зато сейчас множество людей с увлечением занимаются этим видом искусства. Живопись Гохуа подкупает своим «дружелюбием» к новичкам, своей простотой в освоении, своей необычностью и конечно своей таинственностью и загадочностью. Особенно легко освоение китайской живописи дается детям. Для них это очень интересный и увлекательный процесс.

Сегодня в нашей стране есть много замечательных, известных мастеров китайской живописи, которые прочно стоят на одной ступеньке с китайскими художниками.

Работы Николая Мишукова

Кукуруза и перец 44х37 см

Свобода. Летящие птицы и виноград 67х50 см

Лягушка и лотос 43х32

Утиная эскадрилья 30х68 см

Арбузная диета 40х40 см

Мама В4 40х40 см

Поздняя осень, а тыковку забыли 33х66 см

ТРИПТИХ ОЛЕНИ 68х111см

Снежные сны

«Чтение» картин

Национальная водная живопись отличается изящным образным языком, художники вкладывают в свои работы определенный подтекст. Если европейцы смотрят на холсты, китайцы их читают. Картины полны позитивного настроя и дарят своей обладательнице хорошее настроение.

Китайские произведения полны символизма и аллегории. Например, горы олицетворяют мужской принцип света, а вода — темное женское начало. Живописец передает лирические настроения, переживания, возникающие после общения с природой, и не стремится к натурализму и внешнему сходству.

На фоне величественных пейзажей миниатюрные фигурки людей символизируют то, что человек — незначительное звено во Вселенной, полностью подчиненное его силе. Но в европейском искусстве люди всегда изображались как могущественная сила, способная управлять стихиями, и такие представления о человеке в корне отличаются от западно-китайской живописи.

Цветы — отдельная тема для разговора. Есть картина, которую называют «четыре дворянина»:

  • орхидея, символизирующая чистоту;
  • хризантема, олицетворяющая скромность и целомудрие;
  • дикая слива мейхуа — твердость и непреклонность;
  • бамбук — символ человеческого характера.

Часто художники изображают ивы, олицетворяющие красоту и изысканную изысканность. Она олицетворяет весну и женскую грацию. Но сосна — это идея вечной молодости и конфуцианской умеренности.

Такой язык символов очень понятен китайцам, а тем, кто не понимает аллегорий, понять национальную живопись невероятно сложно.

Китайская живопись и каллиграфия

В китайской живописи принято писать кистью: это напрямую связано с техническими отличиями искусства Востока от искусства Запада. В Китае использование инструмента, кисти, как для рисования, так и для каллиграфии, соединило эти два искусства, в то время как в Европе каллиграфия отделена от живописи в жанре отдельного вида искусства. В Китае связь текста и изображения приобретает философское значение. Часто художник подписывал картину своим именем или давал ей имя, но часто высказывания в изображении также придали ему дополнительный смысл или усиливали его.

В настоящее время у нас есть возможность узнать о духовном наследии Китая и китайского народа через призму искусства, в том числе через китайскую живопись и каллиграфию.

Хуа-няо («цветы-птицы»)

Такие картины призваны были иллюстрировать философскую идею об отражении «Великого в Малом». Они рассматривались как «укрупненная», «приближенная» часть пейзажа, в которой главными объектами внимания становились растения (деревья, кустарники, цветы, травы) и птицы (иногда – насекомые, и, реже, животные или рыбы).

Каждая деталь такой картины могла трактоваться в соответствии с принятой и хорошо знакомой китайцам символикой. В целом, они воспринимались как благопожелания тому, кому предназначалось полотно, или как выражение состояния души и образа мыслей художника.

Так, например, вечнозеленая сосна обозначала долголетие, роскошный пион, феникс или зимородок – знатность и богатство, хризантемы и цапли – одиночество или отшельничество, бамбук – стойкость духа, лотос – чистоту, пара уточек – семейное счастье, гранат – многочисленное потомство, персик – бессмертие, гуси – праздность, а сочетание бамбука и дикорастущей сливы – верную дружбу и т.д.

В этом жанре художники получали бо́льшую свободу в выборе материала, формы и техники. Чаще для картин хуа-няо использовались вертикальные форматы, но можно встретить достаточное количество горизонтальных свитков с этими сюжетами. Одинаково часто использовались шёлк и бумага. Предпочтительней для этого жанра была манера гун-би, однако не редко такие произведения писались и в технике се-и.

Прославленными мастерами этого жанра живописи были Сюй-Си, Хуан Цюань, жившие в X в., Цуй Бо, работавший в одинадцатом столетии, а также Ли Ди – художник XII века.

Древняя китайская живопись

Согласно данным археологических раскопок, живопись Древнего Китая появилась и начала прогрессировать во времена Сражающихся царств. В ходе раскопок были обнаружены изображения на шелке. А вот основные жанры оформились уже в 8 веке н. э. Т. к. Китай — крупное государство, многие стили развивались отдельно друг от друга.

Мастер Гу Кайчжи, живший в 4 веке н. э., сформулировал основные законы, которые отличали хорошие работы:

  • Одухотворенность.
  • Естественность.
  • Композиция.
  • Постоянная основа.
  • Следование традиции.
  • Искусное владение тушью и кистью.

Вокруг этого свода правил классическая китайская живопись будет эволюционировать долгие годы, видоизменяясь в различные исторические периоды.

В период власти династий Тан и Сун был расцвет изобразительного искусства. Тогда было создано множество эталонных произведений, на которые ориентировались последующие поколения. В эпоху Сун была распространена пейзажная живопись. В правление династий Цинь и Хань эволюционировала живопись по сырой штукатурке. Прогресс храмовой живописи был во время правления династий Вэй и Цзинь. В эпоху Мин часто передавали образы растений и животных. Изображения имели символический характер. Тогда же произошел скачок в развитии живописи фигур, начали изображать обнаженную натуру.

Китайские художники большей частью использовали игру линий. Есть 2 манеры письма: гунби и сеи. Гунби — это так называемая «тщательная кисть», когда детали прорисовываются четко. Интерьеры покоев императорских семей разрисовывались именно в этом стиле. Сеи наоборот рисуется грубой кистью. Задача тут — передать идею. Художник творит под влиянием настроения. Произведениям присущи широкие мазки. Поначалу преобладал стиль гунби, потом стал распространяться стиль сеи.

Китайцы обращают внимание не только на видимую сторону картин, но и на их внутреннюю силу и характер. Классическая живопись Китая развивалась на протяжении многих тысячелетий, сохраняя старые традиции

Она продолжает приковывать внимание почитателей и коллекционеров до сих пор.

Китайская живопись го хуа. Рисуем сливу мэй

Янв 03, 2014

Китайская живопись гохуа. Цветущая ветвь.

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.

Более подробный разбор цветов.Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.Завершает работу авторская печать.Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!

Копирование данной статьи разрешено с активной ссылкой на этот блог. (с) Марина Трушникова

КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ В ЭЛЕМЕНТАХ ПЕЙЗАЖА

Рисуем скалы, используя интересные приёмы из китайской живописи. В чем разница “мужских” и “женских” камней? Как передать их объем и фактуру?  

Узнайте из этого мастер-класса!

Если тема рисования цветов Вам интересна,

если Вы хотите изучить разные стили рисования растений, то Вы можете

Посмотреть описание и заказать

ВЕСЬ КУРС “ЦВЕТЫ В АКВАРЕЛИ”

Китайская живопись Гохуа – стиль

В живописи гохуа выделяются два основных стиля – СЕ И и ГУБНИ . Стиль Се и – “живопись идеи”; в ней ценится символический образ, полет фантазии. Как правило, картины се и пишутся очень быстро, но при этом ценится прочувствованность каждого штриха и тщательная живопись.

Картины в стиле гунби отличаются тщательностью проработки деталей ; в этом стиле часто пишут портреты, исторические сцены, а также изображаются архитектурные памятники и насекомые. Многие работы выполнены в стиле, совмещающем достоинства се и и гунби. В живописи гохуа традиционно существует освященное вековой традицией деление на стили. К наиболее популярным стилям относятся “цветы и птицы”, “горы и воды”, изображения лошадей, а также изображения карпов, креветок, насекомых, бытовые сцены.

Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и “энергию”.

В китайской работе обязательно должно одновременно сочетаться: сухое и мокрое, большое и малое, длинное и короткое, темное и светлое, частое и редкое.

Се-и включает в себя разные жанры: цветы и птицы, пейзаж, животные, люди. Некоторые китайские художники пишут только орхидеи, или только бамбук, или пионы.

Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.

Основные принципы рисования шелка карандашом

1. Подготовка поверхности

Перед началом работы необходимо подготовить поверхность шелка. Он должен быть ровным, сухим и чистым от пыли и других загрязнений. Также рекомендуется использовать особую подложку или наклеить шелковый интерлок на картон, чтобы улучшить стойкость краски и предотвратить проникновение на обратную сторону.

2. Выбор карандашей

Основным инструментом для рисования шелка являются карандаши. Рекомендуется выбирать высококачественные карандаши с мягким грифелем, чтобы достичь насыщенных и насыщенных оттенков

Также важно иметь разные толщины карандашей для создания различных эффектов и текстур

3. Использование эскизов

Перед непосредственным рисованием на шелке, полезно создать эскиз на бумаге или другой поверхности. Это поможет определить композицию, размещение элементов и выбрать нужные цвета. Эскиз можно просветить и перенести на шелк при помощи особой сетки или угольной бумаги.

4. Работа с контурами

Основной этап работы с шелком карандашом — это создание контуров

Важно быть точным и аккуратным, чтобы линии были ровными и четкими. Контур можно нарисовать до или после закраски — это зависит от предпочтений художника и его стиля

5. Добавление цвета

После создания контуров можно приступить к закраске. Шелк карандашом позволяет создавать различные оттенки, используя мягкие переходы и смешивая цвета

Важно работать аккуратно и плавно, чтобы избежать появления видимых штрихов карандаша на шелке

6. Фиксация и отделка

После полного завершения работы, рекомендуется фиксировать цвета на шелке. Для этого можно использовать утюг или специальные фиксативы, которые добавляются на изображение. Также можно добавить дополнительные элементы и отделки, такие как блестки или бисер, чтобы придать работе дополнительный блеск и объем.

Следуя этим основным принципам и экспериментируя с техниками, вы сможете создать потрясающие и уникальные произведения искусства с использованием шелка карандашом.

Разновидности и техники батика

Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.

Горячий батик

Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.

Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.

Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.

К просмотру видео:

Холодный батик

Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.

Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.

Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.

Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.

Смотрите видеоряд:

Свободная роспись

Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.

При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.

Мастер-класс по видео:

Узелковый батик (бандан)

Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.

Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.

Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.

Смотрите метод:

Набивной батик

Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.

Смотрите, как исполняют технику:

Техника сибори

Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.

Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.

Как добавить объемность к рисунку

Добавление объемности к рисунку выполненному карандашом на шелке может придать ему более реалистичный и глубокий вид. Следуя некоторым простым техникам, вы можете создать эффект объема и добавить дополнительные детали к своему рисунку.

Вот несколько советов, как добавить объемность в вашем шелковом рисунке:

  1. Используйте разные оттенки карандашей. Создавайте тени и свет, используя мягкие и твердые градации карандашей. Наносьте более темные тона для создания теней и более светлые для выделения основных элементов.
  2. Играйте со слоями. Работайте постепенно, добавляя слои разных оттенков и тонкостей, чтобы создать плавные переходы и градации на вашем рисунке. Это поможет создать визуальный эффект объема и текстуры.
  3. Добавьте детали. Добавление дополнительных деталей, таких как складки ткани или текстура поверхности, также может помочь придать вашему рисунку объемность. Не бойтесь экспериментировать и добавлять интересные элементы.
  4. Сфокусируйтесь на освещении. Правильно выбранное источник освещения может сделать ваш рисунок более объемным и реалистичным. Используйте тени и световые блики, чтобы создать эффект объема и подчеркнуть формы.
  5. Не забывайте о перспективе. Учитывайте перспективу и глубину при создании объемного рисунка. Расположение объектов и размеры будут влиять на восприятие объема. Изучите основы перспективы и применяйте их в своих работах.

Помните, что добавление объемности — это процесс набольшей практики и экспериментирования. Не опускайте руки, и позвольте своей творческой стороне воплотить вашу уникальную идею в реалистичный шелковый рисунок.

Разновидности китайских шелковых вышивок

Из Китая произошло множество вариаций вышивок, однако наиболее распространены следующие:

«Су». Технология, проявляющая максимальную утонченность и элегантность. При вышивании таким методом положено делить рабочую нить на несколько микрочастей. При выполнении технологии приветствуется аккуратность, гладкость, стежочная ровность и их плотность. Для выполнения картины в таком стиле потребуется использовать плавную цветовую гамму.

«Сян». Чаще всего этот стиль можно наблюдать на вышивках пейзажа, животных и птиц, цветов. При использовании техники рукодельница смешивает несколько цветов и небрежно укладывает стежки.

«Yue». На таких полотнах чаще всего передают всю мощь и волшебство, изображая птицу «Феникс», либо драконов. При вышивании используются яркие, насыщенные цветовые палитры, а стежки поражают ровностью и гладкостью.

«Шу». Такая картина не требует особой яркости и выполняется на атласной ткани, немного светлее самих ниток. Также она имеет специфические, и пыщащие разнообразием стежки.

Like this post? Please share to your friends: