Рисуем шерстью картины. Мастер-класс для начинающих
Выкладывание картин шерстью — это процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем.
Рисование шерстью совершается по тем же принципам, что и рисование красками. Объем изображаемых предметов выражается цветом с учетом светотени. Шерсть выступает в качестве носителя цвета, это окрашенный материал, которому можно придать нужную форму и разложить на плоскости в виде рисунка.
Видео об основах рисования картин шерстью без заваливания:
Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены (на самом деле под весом стекла шерсть оседает, уплотняется и слои достаточно крепко держатся друг за друга, но всё же это не валяние). Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник (см. фото ниже). Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает ДВП (оргалит). Для рисования картин шерстью очень удобно использовать клип-рамы для фотографий (стекло + оргалит + клипы-зажимы).
Можно использовать обычную фоторамку, купленную в любом магазине, а для удобства между сеансами скреплять картину при помощи канцелярских зажимов. В таком случае картина быстро отлежится, станет плоской и в следующий сеанс работать будет комфортно.
Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:
- шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет), а также волокна шелка, вискозы, акрила и др.;
- ножницы (самые острые);
- пинцет (обычный – для бровей);
- клип-рама или обычная фоторамка, желательно, чтобы задник был жестким;
- флизелин, фетр, бархатная бумага или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки (подложка призвана удерживать на себе волокна шерсти, это основа картины). Подробнее в статье: «Какую подложку использовать для рисования картин шерстью».
Если используете флизелин (он прозрачный), а фон картины планируется сделать очень светлым, лучше на темный оргалит приклеить белую бумагу. Готовая картина оформляется в раму.
Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её физическими свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины – элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени.
Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес.
Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть (см. фото слева ниже), в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.
Кардочесанная шерсть (кардочес, «шерстяная вата») – это продукт чесания (фото ниже справа), в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Она может быть представлена в руне или в виде чесальной ленты.
Для первого знакомства с техникой выкладывания картин из шерсти кардочес покупать не надо. Шерстяную вату легко получить щипанием гребенной ленты.
Декоративные волокна тоже сразу покупать не нужно. С ними сложнее работать, поэтому желательно сначала научиться работать с шерстью. В чистом виде декоративные волокна не применяются, они всегда примешиваются к шерсти. Если работать, например, чистым шелком, то при поднятии стекла во время работы, шелк поднимается вместе со стеклом — сильно электризуется. Поэтому если все же решите работать с шелком (или вискозой), добавьте к нему шерсти, хотя бы 5-10%, перемешайте и спокойно работайте.
Качество шерсти для создания картин без заваливания стоит на втором месте после цвета. Главное — цвет, яркий, насыщенный. Процесс валяния отсутствует, рисунок получается путем раскладки шерсти под стекло, поэтому тонина (толщина) волокон не всегда важна. У грубой шерсти изобразительный эффект грубее, фактурнее, притягивает прежде всего своей декоративностью. Грубой и полутонкой шерстью удобно имитировать масляную живопись. Тонкая шерсть (меринос) хороша, когда хочется добиться акварельной легкости, невесомости цветовых переходов и т.д. Также тонкая шерсть удобна для прорисовки деталей. Это применимо к сложным и высокохудожественным сюжетам. В любом случае каждый мастер путем проб и ошибок сам находит «свою» шерсть, с которой ему комфортно работать.
Основные виды шерсти для живописи
1.Сливер. Этот вид шерсти представляет собой ленту, прошедшую через промывку и первичную очистку. Бывает светлый и темный (в зависимости от породы овец). Предназначен для сухого и мокрого валяния, подходит как наиболее дешевая основа для игрушек и картин. Иногда в сливере попадаются сухие растения и цветы – далекий привет из степи, где пасутся белые овечки. 2. Гребенная (непряденая) лента. Очищенная, окрашенная или отбеленная шерсть, которая прошла долгий путь от состриженных клочков до ровных расчесанных прядей. Этот материал может превратиться в шарфик, брошку, шляпку, игрушку, блузку, пальто или сапожки… Список можно продолжать до бесконечности. В России очень популярна «Троицкая» шерсть и «Семеновская», которая идет на импорт в Украину и другие страны. Не менее популярен и более дорогой австралийский меринос «Уэнслидейл». А также шерсть производства Англии, Италии (в основном, это нежнейшая «бэби-альпака») и Германии.
3. Кардочес. Красивая разноцветная вата – так можно охарактеризовать этот вид шерсти. Очень удобен для сухого валяния: благодаря своей структуре, на изделиях не остаются «залысины», которые так часто портят внешний вид. В мокром валянии кардочес также весьма удобен: изделие сваливается быстрее, а сил и времени нужно меньше.
4. Кудри. Прекрасно подойдут для кукольных волос, удачно задекорируют валяное изделие, легко окрашиваются растительными красителями (например, хной или батиком)… Это настоящий клад для создания дизайнерских и авторских вещей.
5. Инструменты и приспособления
Техника сухой послойной раскладки
Нам потребуются:
- Обычная фоторамка (лучше на клипсах, такую раму также называют «клип-рама»);
- Флизелин — универсален (хорош также тонкий фетр, бархатная бумага или ткань с небольшим ворсом, не гладкая);
- Шерсть разных цветов;
- Пинцет (обычный для бровей);
- Ножницы (острые и удобные).
Мокрое валяние
Нам потребуются следующие материалы и инструменты:
- Шерсть. Грубый материал частично используется для создания объемных прочных изделий;
- Волокна средней жесткости применяются для изготовления сумок, брошей;
- Тонкая шерсть — наиболее качественный материал, применяется для создания шарфиков, украшений. Для мокрого валяния выбирайте натуральный материал, для сухого подойдет искусственный акрил. Чаще используют мериносовую шерсть в пасмах или кардочес (вата из шерсти, сложенная несколько раз);
- Пленка пупырчатая обычная, сетка москитная. Стандартно техника мокрого валяния предполагает наложение шерсти на пленку (пузырьками вверх). Накладывается шерсть, затем смачивается материал мыльным раствором, накрывается москитной сеткой, чтобы зафиксировать положение ворсинок, и начинается ручное валяние;
- Жидкое мыло (или обычное мыло трется, растворяется в воде);
- Вода (40-60 градусов);
- Крем;
- Перчатки.
Техника безопасности при рисовании шерстью
На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди
Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния, так как они очень острые. Использовать специальные силиконовые наперстки
В случае укола иглой обратиться к родителям. Рамку для картины разбирать нужно вместе с родителями, так как стекло может разбиться.
Что такое валяние шерсти?
Этот вид рукоделия представляет собой процесс создания разнообразных изделий из не пряденой шерсти посредством сцепления и переплетения её волокон различными методами с использованием особых игл из закалённой стали.
Подобный процесс ещё называют фелтингом (либо фильцеванием). Это увлекательное занятие способствует развитию творческих способностей.
Справка! Пригодна к валянию не любая шерсть, а только натуральные волокна. Самым удачным выбором в этом случае станет мохер и шерсть альпаки.
Фелтинг позволяет создавать оригинальные рисунки на ткани, красивые игрушки и разнообразные элементы декора (фото). Рассмотрим, как своими руками свалять картину из шерсти с пошаговой инструкцией.
Художественный мастер класс: роспись по шелку
Рисунки, выполненные на рисовой бумаге тушью, говорят о высочайшем мастерстве художников. В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям.
Это событие ознаменовало начало эпохи северных варварских завоеваний в истории Китая. 1552 гг). Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин. Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн. Произведения, созданные иглой и шелковой нитью настолько искусны, что техника их создания получила название «сюйхуа», что означает «живопись иглой».
Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Хризантема— прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники— картины. Пятно сразу начинает расползаться по волокнам ткани и четкие границы расплываются.
Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. Все исполнено необыкновенно легко и просто. Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре «цветы— птицы».
Это же можно сказать и о китайской живописи. Все сталкивались, когда на ткань попадает капелька чего-то красящего. После этого кипятите еще 30 мин. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Цветовая гамма уже подобрана.
Если он бесцветный, то после высыхания становится невидимым для глаза. И только вот таким образом мы имеем возможность любоваться работами художников эпохи Тан или Сун. И расписать платок с готовым шаблоном не представляет трудности. Такая тренировка даёт ценный опыт, который потом пригодится в самостоятельном творчестве. Со времён монгольского завоевания в XIII века, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей.

Широкова Елена Александровна – живопись по шёлку (38 работ)
Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Но были и нововведения. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнмин (1470—1559).
Оказывается ткань можно расписывать красками и подобный способ называется батик. Эта простота кажущаяся. На данный момент существует несколько вариантов нанесения изображения на картины батиком. Бамбук— символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы).
Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия— это лишенная формы живопись живопись— это обретшая форму поэзия». Именно этот человек стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке. По завершении работы необходимо оставить платок на подрамнике до полного высыхания. Через 150 лет после Чжурчжэньского завоевания настала эра Монгольских завоевателей. Сюжетами служили мифы о героях— предках, чудесных птицах и загробном мире. 1475— ок.
Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. В VII—XIIIвв. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов.
Художники расписывали стены храмов и дворцов.
Холст Масло РепинВрубель Скульптура СадкоШедевры Русской Живописи Выставка Волхонка 15Мане КартинкиФото Картин Сальвадора Дали
Фиксация и уход за готовым изделием
После завершения работы над рисунком на шелке акварелью необходимо правильно зафиксировать и обработать готовое изделие, чтобы сохранить его яркость и привлекательный внешний вид на долгое время. В этом разделе мы рассмотрим основные моменты фиксации и ухода за шелковым изделием.
Фиксация
Для фиксации рисунка на шелковой ткани рекомендуется использовать специализированный фиксатор для шелка акварелью. Он обеспечивает стойкость и яркость цветов после стирки и повышает степень фиксации пигментов. Фиксатор обычно наносят на готовую работу при помощи распылителя, далее изделие оставляют до полного высыхания.
Уход
После фиксации рекомендуется провести осторожную ручную стирку шелкового изделия в прохладной воде с использованием мягкого моющего средства. Избегайте сильного трения и выкручивания изделия. После стирки рекомендуется промыть шелковую ткань в чистой воде для удаления остатков моющего средства.
После стирки изделие следует осторожно выжать, но не выкручивать. Для удаления лишней влаги рекомендуется использовать мягкую полотенце или бумажный полотенец
Затем шелковое изделие необходимо аккуратно расправить и оставить до полного высыхания на горизонтальной поверхности, предварительно защитив его от прямых солнечных лучей.
Глажка
После высыхания можно приступить к глажке шелкового изделия. Рекомендуется гладить изделие с изнаночной стороны ткани при помощи утюга на низкой температуре. При этом утюг не должен соприкасаться с шелком, для защиты ткани рекомендуется использовать между ними бумажный полотенец или белую натуральную ткань.
Хранение
Для долгосрочного сохранения шелкового изделия рекомендуется хранить его в сухом и прохладном месте, подальше от прямых солнечных лучей и тепловых источников. Изделие лучше всего сложить изнанкой внутрь и уложить в мягкий пакет или скатать в трубочку.
| Советы по уходу за шелковым изделием: |
|---|
| Избегайте использования отбеливающих средств и моющих порошков, содержащих щелочи. |
| Не сушите шелковое изделие на прямом солнце, это может вызвать выгорание цветов. |
| Не вешайте шелковые изделия на жесткие поверхности, чтобы избежать деформации. |
| Избегайте контакта с грубыми поверхностями и острыми предметами, чтобы не повредить ткань. |
Следуя этим рекомендациям, вы сможете сохранить ваше шелковое изделие аккуратным и ярким на протяжении долгого времени.
Нанесение акварельной краски на шелк
Первым шагом является подготовка шелковой ткани. Она должна быть чистой и гладкой. Рекомендуется проглаживать ткань перед началом работы, чтобы избавиться от складок и морщин.
Для нанесения акварельной краски на шелк используйте плоскую кисть с натуральным ворсом или мягкую губку. Насыпьте немного акварельной краски на палитру и добавьте немного воды, чтобы создать нужную консистенцию.
Для придания яркости и насыщенности цветам можно использовать более концентрированную краску или добавить несколько слоев. Но помните, что акварель течет по ткани, поэтому старайтесь не наносить слишком много краски на одно место, чтобы избежать размытия узора.
Чтобы создать прозрачный эффект, можно использовать растворитель. Небольшими каплями нанесите его на места, где хотите размыть краску и создать переходы между цветами.
Для сохранения яркости цветов и устойчивости рисунка к стирке, после окончания работы рекомендуется фиксировать краску на ткани горячим утюгом или специальным фиксатором для акварели на шелке.
Следуя этим простым инструкциям, вы сможете создать прекрасные узоры и уникальные предметы из шелка, используя акварельную краску.
Несколько советов для успешного выполнения работы в шелковой акварели
Работа в шелковой акварели требует определенных навыков и техник, чтобы достичь желаемого результата. Вот несколько советов, которые помогут вам успешно выполнить работу:
Подготовьте хорошую основу. Прежде чем начать работу, убедитесь, что ваша шелковая ткань или бумага чистые и гладкие. Хорошая основа поможет вам получить четкие и качественные результаты.
Используйте правильные кисти. Для работы в шелковой акварели оптимальными являются кисти с мягкими и гибкими ворсами. Они позволяют легко наносить краску на поверхность и создавать разнообразные текстуры.
Экспериментируйте с техниками. Шелковая акварель предлагает множество техник, которые можно использовать для создания интересных эффектов. Попробуйте разные методы нанесения краски, смешивания цветов и создания узоров.
Ориентируйтесь на естественное движение краски. Шелковая акварель имеет свои особенности, связанные с текущими и растекающимися линиями. Старайтесь работать с этими свойствами, чтобы создать естественное и живое изображение.
Учитесь контролировать краску. Шелковая акварель имеет свойства расплываться и растекаться по поверхности
Чтобы добиться нужной формы или контура, важно научиться контролировать этот процесс. Попробуйте разные способы, чтобы привести краску в нужное состояние.
Следуя этим советам, вы сможете выполнить работу в шелковой акварели с большей легкостью и получить качественный и уникальный результат.
Рисование контуров
Инструменты и материалы
Для рисования контуров на шелковой ткани с использованием акварельных красок потребуются следующие инструменты и материалы:
- Предварительно готовый рисунок на шелке;
- Контурная краска или гуттаперчевые краски;
- Тушь для контуров или кисть с густыми волосками;
- Специальная рама для натяжки рисунка;
- Карандаш или мелкий кисточка для нанесения контура;
- Губка или тряпочка для удаления лишних красок.
Подготовка и нанесение контура
Перед тем как начать рисование контуров, необходимо придать шелку нужный натяг, чтобы поверхность была ровной и гладкой. Для этого используйте раму для натяжки рисунка. Закрепите шелк на раме так, чтобы он был растянут без складок.
Далее, наложите рисунок или шаблон на шелковую ткань и закрепите его. Вы можете использовать карандаш или мелкий кисточку для аккуратного нанесения контура на рисунок. В этом случае используйте контурную краску или гуттаперчевые краски, которые обеспечат четкие и контрастные линии.
Если вы предпочитаете рисовать контур кистью, выберите кисть с густыми волосками. Она позволит вам создать более гибкие и плавные линии. В таком случае используйте специальную тушь для контуров, которая имеет достаточную плотность и вязкость.
Удаление лишних красок
В процессе нанесения контура возможно попадание краски за границы рисунка. Чтобы исправить эту ситуацию, используйте губку или тряпочку, чтобы аккуратно удалить лишние краски. Будьте осторожны и аккуратны, чтобы не повредить рисунок.
После того, как контур полностью высохнет, вы можете приступить к заливке рисунка акварельными красками. Равномерно нанесите краску на шелк, следуя контуру рисунка
Помните, что контур будет служить границей для заливки, поэтому важно нанести его аккуратно и точно
Рисование контуров — это техника, которая требует практики и терпения. Со временем вы сможете развить свой собственный стиль и создавать уникальные и красивые шелковые иллюстрации.
Как подбирать цвета для шелковой акварели
1. Изучите цветовую теорию. Познакомьтесь с основными понятиями, такими как цветовой круг, оттенки, оттеночные соотношения и гармонии. Это поможет вам лучше понимать взаимодействие цветов и создавать выразительные композиции.
2. Используйте цветовые схемы. Различные цветовые схемы, такие как монохромные, аналогичные, комплементарные и триадные, помогут вам создавать эффектные и сбалансированные изображения. Именно с помощью цветовых схем вы можете передать нужное настроение вашей работе.
3. Экспериментируйте с оттенками. Варьируйте яркость, насыщенность и тон каждого цвета. Иногда небольшое изменение оттенка может полностью изменить восприятие картины.
4
Обращайте внимание на взаимодействие цветов. Цвета, находящиеся рядом, могут взаимно усиливать свою яркость или становиться менее насыщенными
Используйте эту особенность, чтобы создать глубину и объем в вашей акварельной живописи.
5. Вдохновляйтесь природой и окружающим миром. Он богат разнообразием цветовых сочетаний и оттенков. Наблюдайте за тем, как цвета взаимодействуют в природе и попробуйте передать это в своей работе.
Не бойтесь экспериментировать и находить собственный стиль в подборе цветов для шелковой акварели. Чем больше вы практикуетесь, тем более уверенно будете чувствовать цвета и создавать прекрасные и уникальные произведения искусства.
Подготовка к работе
Перед тем как начать рисовать шелковую акварелью, вам понадобится некоторое подготовительное оборудование.
- Акварельная краска. Выберите качественную акварель с яркими и насыщенными цветами. Многие художники предпочитают использовать трубчатую акварель.
- Шелковая ткань. Определитесь с форматом и размером ткани, на которой будете рисовать. Рекомендуется выбирать натуральный шелк, так как он лучше адаптируется к акварельным краскам.
- Кисти. Имейте под рукой различные кисти разных размеров, чтобы иметь возможность создавать разные текстурные и детальные эффекты.
- Водостойкая обводочная краска или обводка для ткани. Этот материал поможет ограничить область рисунка и предотвратить размазывание краски.
- Ёмкость для смешивания красок. Используйте палатку или палитру для смешивания цветов и получения нужных оттенков.
- Вода и бумага. Не забудьте приготовить чистую воду в ёмкости для смешивания красок. Также у вас должна быть водная ёмкость для промывки кисти между переходами к другим цветам.
После того, как у вас будет все необходимое оборудование, вы будете готовы перейти к следующему этапу — подготовке шелковой ткани к рисованию.
Техника нанесения шелковой акварели на ткань
1. Подготовка материалов
Перед тем, как приступить к нанесению шелковой акварели на ткань, необходимо подготовить все необходимые материалы. Вам понадобятся:
- Ткань из натурального шелка
- Шелковая акварель
- Кисти разных размеров
- Емкости для смешивания красок
- Вода
- Фен
- Шприцы
2. Подготовка и фиксация ткани
Перед нанесением шелковой акварели на ткань, рекомендуется промыть и отжать ткань для удаления излишков краски и пропитки. Затем ткань следует аккуратно натянуть на раму и закрепить ее, чтобы избежать складок и деформаций во время работы.
3. Техника нанесения
Для нанесения шелковой акварели на ткань, вам понадобится кисть. Насыпьте небольшое количество шелковой акварели на палитру и смешайте ее с водой, чтобы получить нужную консистенцию. Затем аккуратно нанесите краску на ткань с помощью кисти.
4. Контурные линии
Для создания контурных линий в работе с шелковой акварелью, рекомендуется использовать специальные контурные краски или контурные маркеры. Они помогут вам создать четкие и выразительные линии на ткани.
5. Фиксация и отделка
После того, как вы закончили наносить краску, необходимо фиксировать работу, чтобы избежать ее стирания или выцветания. Для этого используйте фен или утюг на шелковый режим. Затем можно добавить дополнительные детали или улучшения, используя другие техники, например, накатку или накладные элементы.
Важно помнить, что шелковая акварель на ткани может требовать некоторой практики и экспериментирования, прежде чем вы достигнете желаемого результата. Не бойтесь экспериментировать с разными красками, кистями и техниками, чтобы создать неповторимые и сложные работы и развивать свой собственный стиль в живописи на шелке
Создание эффектов и текстур на шелке
Одним из способов создания текстур на шелке является использование соли. Для этого нужно нанести акварельные краски на влажный шелк и после этого посыпать его небольшими кристаллами соли. Кристаллы соли будут впитывать краски и создавать уникальные абстрактные узоры и текстуры.
Также можно использовать специальные маскирующие жидкости для создания эффекта резервирования. Это позволяет оставить некоторые участки шелка белыми или окрашенными в другой цвет, в то время как на остальной части работы можно продолжать наносить краски.
Другой интересный способ создания эффектов на шелковой ткани — это использование специальных восков и резервов. Они наносятся на шелк перед началом работы и защищают определенные участки от поглощения красок. После окончания основной работы воск или резерв удаляется, и на месте его нанесения получаются уникальные узоры и текстуры.
Также можно применять различные приемы, такие как мазки кисти, прозрачность красок, нанесение нескольких слоев и многое другое, чтобы создавать свои уникальные эффекты и текстуры на шелке.
Важно помнить, что создание эффектов на шелке акварелью требует практики и экспериментов. Чем больше вы будете экспериментировать с различными техниками и материалами, тем больше уникальных текстур и эффектов вы сможете создавать на своих работах





























