Учимся росписи по шелку в простом мастер-классе для начинающих
Для росписи по шелку в технике «холодный батик» потребуется:
- отрез шёлка размером 40х160 см (его нужно предварительно постирать в теплой воде без добавления моющих средств)
- краски и контуры для росписи по шёлку (например, можно использовать краски фирм Marabu и Javana)
- прозрачный резервирующий состав на основе резинового клея и бензина (такой состав производит фирма «Гамма»)
- синтетические кисти №2, 6, 9
- широкая кисть из натурального ворса (лучше всего из беличьего меха)
- подрамник и кнопки, чтобы закрепить ткань
- банка с водой
- палитра или обычная пластиковая тарелочка
- эскиз рисунка на бумаге в натуральную величину (можно использовать любое изображение – опытные мастера могут написать на шелке настоящие картины. Для начинающих мы предлагаем цветочный узор)
Мастер класс «Роспись по шелку в технике» холодный батик»:
1)Ткань необходимо натянуть на подрамник. Следите, чтобы материал нигде не провисал и не образовывал складки. По краям ткань нужно аккуратно закрепить кнопками так, чтобы не повредить тонкий шелк – сначала закрепляем углы, а потом, немного намочив ткань, серединки. Т.к. мы используем продолговатый отрез шелка, сначала закрепляем материал с короткой стороны, а потом только с длинной.
2)Под ткань подкладываем и закрепляем эскиз рисунка. Натуральный шелк – это достаточно тонкая ткань, поэтому рисунок виден хорошо.

3)Теперь необходимо обвести рисунок по контуру резервирующим составом. Набираем резерв в трубочку. Это делается спринцовкой. Спринцовка сжимается, приставляется к широкому концу трубочки и резерв засасывается внутрь. Достаточно будет наполнить трубочку до половины резервуара.
4)Обводим рисунок. Техника следующая: трубочку держим так, чтобы носик был перпендикулярно ткани. Вести нужно ровно и аккуратно, не задерживаясь в одном и том же месте – не должно оставаться утолщений и капель.
5)Обратите внимание на то, что все линии должны быть замкнуты. Это делается для того, чтобы краска, которой мы будем раскрашивать рисунки, не вытекала на соседние области. 6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет
Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут
6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет. Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут.

7)Начинаем раскрашивать фон. Смачиваем его обыкновенной водой с помощью широкой кисти.
8)Если где-то остались места, плохо обведенные резервом, мы их сразу обнаружим, т.к. вода начнет просачиваться через них. В таком случае ткань нужно обязательно высушить и еще раз обвести эти места резервирующим составом.
9)На палитре готовим цвета для росписи фона. Помните, что это будет только первый слой краски, которую мы наносим на фоновую часть, поэтому лучше, чтобы она была не очень яркой.
10)Для фона можно использовать несколько оттенков, так будет даже красивее.
11)Начинаем расписывать лепестки цветов, делая переходы от светлого к темному. Оставляем для высыхания.

12)С помощью трубочки и резерва обводим прожилки на цветах и стебельки.
13)Наносим на фоновую часть еще один слой краски, на этот раз пятнами, создавая акварельный эффект.
14)При нанесении нескольких слоев краски нужно давать каждому пятну высохнуть и только потом наносить следующее – ручная роспись по шелку не терпит спешки!
15)Расписываем стебли цветов.
16)Расписываем вторым слоем лепестки.
17)При помощи контура добавляем детали: рисуем прожилки и точки на лепестках.
18)Для большей выразительности рисунки дописываются тонкой кистью, которая должна быть практически сухой.
19)Вот такие цветы получились.

20)Снимем ткань с рамы и аккуратно проглаживаем через тряпочку в течение 3-4 минут. Далее оставляем до полного высыхания примерно на сутки. Для удаления резервирующего состава материал можно простирать вручную в теплой мыльной воде.
21)Осталось подшить края. Это можно сделать на машинке или вручную. Последний вариант предпочтительнее, т.к. в таком случае шов будет мягче. Шарф готов! Уже освоив эту технику, вы сможете расписать не только платки, но и любые другие изделия из шелка.
Для тех, кто уже освоил контурные виды росписи по шелку, можно попробовать свободную роспись. При этой технике рисунок наносится на ткань анилиновыми красками без каких-либо шаблонов свободными мазками. Так получают очень нежные и необычные работы с плавным переходом оттенков.
Советы – что надо учесть в работе
Чтобы роспись на тканевой основе вышла на «отлично», стоит соблюдать ряд важных советов и рекомендаций:
приобретать только качественные краски в специализированных магазинах (слишком дешевые колеры могут быть подделкой), обращать внимание на срок годности – он должен быть в норме, знакомиться с составом красок – если они хорошие, то не содержат токсичных компонентов, тяжелых металлов, отсутствует неприятный запах, перед росписью большого полотна сделать тест колеров на малом участке, оценить работу после полного высыхания краски, для работы применять кисти с синтетическим ворсом, валики, спонжи, каждый новый слой наносить после высыхания предыдущего, через сутки фиксировать рисунок утюгом – гладить его не менее 5 минут, качественные средства не расплываются на материи, стойкие, не разрушаются от воды после застывания
Какие применяются материалы и инструменты
Для удобства в работе надо заранее подготовить рабочее место и инструменты, приобрести подходящие материалы.
Чтобы заниматься росписью ткани, достаточно отвести для этого небольшое пространство, где будет находиться рабочий стол с выдвижными ящиками, где можно хранить все необходимые материалы, приспособления для выполнения батика.
Список необходимых инструментов и материалов:
- Подрамник и пяльцы для вышивки. Ткань для выполнения батика должна быть обязательно хорошо натянута. Если делать небольшой рисунок, то вполне достаточно будет обычных пялец. Но чаще батик делается на большом полотне и для этого надо иметь каркас подходящего размера. Можно использовать специальный подрамник, на который натягивают холст для живописи. Он имеет с лицевой стороны небольшие скосы, чтобы ткань не касалась планок. Для батика подходят также раздвижные рамы, продающиеся в художественных магазинах.
- Строительный степлер со скобами или кнопки для натяжения ткани на подрамник.
- Ножницы, линейка, карандаш.
- Фантомный маркер для нанесения рисунка на ткань, который испаряется после применения контурного резерва и красящих составов.
- Аэрограф, если понадобится равномерное нанесение краски на большой участок ткани.
- Бумага или калька для подготовки эскизов для дальнейшего нанесения на ткань.
- Копировальная бумага.
- Кисти. Эти инструменты особенно важные для получения качественной росписи, поэтому на них нельзя экономить. Приобрести надо круглые и плоские кисти нескольких разных размеров. Они не должны быть слишком жесткими, лучше выбирать с мягкими синтетическими волосками или беличьи.
- Краски. Новичкам лучше приобретать специальные акриловые краски для росписи на ткани, растворимые в воде. Более жидкие краски используют для тонких материалов, а напоминающие по консистенции гуашь — для тканей поплотнее.
- Баночки или стаканчики для разведения в воде красок различных оттенков.
- Контурный резерв. Купить можно для горячего батика готовый состав из воска и парафина в баночке или специальные контуры для холодного батика.
- Чантинг — специальный инструмент для нанесения горячего воска.
- Стеклянные трубочки нескольких размеров для нанесения контуров разной толщины под холодный батик.
- Ткань. Хлопок, шелк, шерсть, шифон, крепдешин и другие, подходящие для выбранной техники.
Виды росписи акрилом
Ручная роспись ткани с помощью резервирующих составов называется батиком. Такое определение росписи можно найти в википедии. Технология батика заключается в нанесении на выбранную основу из ткани соответствующей краски. Чтобы получить четкие границы на стыке красящих составов, применяется специальный закрепитель, называемый резервирующим составом.
Акриловые красители могут применяться в нескольких типах окрашивания:
Горячий батик с расплавленным воском или парафином. При нем после окрашивания ткани и снятия воскового покрытия получается белый или разноцветный узор на цветном фоне. Эта техника нанесения давно пользовалась популярностью, но она требует специальных навыков.

Холодный батик с применением контуров резервирующих составов. Контуры создают четко очерченные границы и не позволяют акриловому красителю растекаться по ткани. Рисунок получается с ярким графическим видом. При холодном батике возможно использование в качестве контура готовых шаблонов или трафаретов.

Узелковый батик окрашивания заключается в формировании канвы узора небольшими узелками. Узелки можно завязывать непосредственно на ткани или же можно использовать для этой цели крепкие нитки, шнур. После покраски ткани узелки распускаются и делаются новые. Так продолжают до конца выполнения узора. Постепенные плавные переходы от светлого к темному цвету создают живописный и интересный узор.

Свободная роспись по своему процессу схожа с рисунком картин акварелью. Наносится непосредственно на ткань и позволяет свободно воплощать любую творческую идею, замысел. На заключительном этапе для четкости оттенков применяют резервирующие составы. Такой вид росписи больше подходит лицам, имеющих художественные навыки.

Роспись с применением аэрографа. Он позволяет распылять мельчайшие частицы акриловой краски. Аэрограф работает как усовершенствованный пульвелизатор, им удобно распылять краску на расстоянии 20-30 см от поверхности ткани.


Способы нанесения акриловых красок
Рисовать на ткани или одежде можно несколькими способами. Метод рисования красками зависит от применяемого инструмента, от того какими красками будет наноситься рисунок:
- Нанесение рисунков кистью.
- Трафаретная или шаблонная печать с использованием специальных валиков или поролоновых различных тампонов.
- Создание акрилового рельефного контура в сочетании с росписью кистями.

Нарисовать удивительную и неповторимую красоту с помощью росписи акриловыми красками можно научиться без труда. С давних времен и по настоящее время красота этого увлекательного творческого процесса находит все больше и больше своих поклонников. Если попробовать самому сотворить такое рукодельное чудо, то остановиться уже будет невозможно, настолько затягивает и увлекает процесс создания шедевров росписи своими руками.
Холодный батик — техника выполнения
Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.
Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.
Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.
Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.
Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.
Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.





























