5.3 Архетип смерти

Психология компьютерных игр Бурлаков Игорь Архетип смерти Люди любят разглядывать чужую смерть. Интерес к убийству, к созерцанию насильственной смерти впервые оказал влияние на государственную политику в древнем Риме: Архетип смерти вынудил людей построить это сложное и дорогое каменное здание. Его размер на метров, вместимость — пятьдесят тысяч зрителей. В случае восстания рабов гладиаторы составляли ядро армии повстанцев. Однако на протяжении сотен лет такой риск был признан разумным. Католическая церковь разделила этот обычай на две части: Коррида — публичный бой в развлекательных целях с гарантированным смертельным исходом, допускается лишь по отношению к животным рис. В Испании во второй половине двадцатого века функционирует около четырехсот специальных сооружений для проведения корриды различной вместимости:

. СМЕРТЬ

Карта сайта Портал Системно-векторной психологии не является официальным учебным заведением. Не занимается выдачей каких-либо сертификатов и лицензий. Не занимается лечебной или какой-либо другой медицинской практикой. Все права на материалы, находящиеся на сайте . При любом использовании материалов сайта гиперссылка на .

Страх смерти и конечность — одна из базовых основ психотерапии. Всего их четыре — несовершенство мира, одиночество, страх.

Происхождение страха смерти Причинно-следственные связи страха смерти неоднозначны. На самом деле, вопрос происхождения страха смерти является сложной проблемой, имеющей, и общие для всех компоненты , и зависящие от индивидуального опыта. Мы начнем с независящих от жизненного опыта факторов, затем рассмотрим внутриутробное существование и рождение, вклад которых подчиняется действию как общих, так и индивидуальных закономерностей. В заключении мы обратимся к постнатальным факторам, которые также вносят вклад и в саму танатическую тревогу, и в ее структуру.

В ходе рассуждений мы также коснемся тем материнского деструктивного влияния и значений тревоги. Источники, не относящиеся к жизненному опыту Филогенетические источники Общая основа, базирующаяся на инстинктах. указывает, что устанавливая иерархию угрожающих человеку ситуаций и ответных на них реакций, нельзя останавливаться только на онтогенетическом происхождении, необходимо рассмотреть и филогенетические источники.

Реакция на опасность, как и природа опасности , до некоторой степени, а для человека — в значительной степени, определяется врожденными данными. Боязнь незнакомых людей у младенцев, по его мнению, является не страхом потери объекта, а реальным архаическим страхом, высвобожденным в результате действия этого филогенетического ключевого раздражителя. рассматривает страх смерти в эволюционной перспективе.

Он делает наблюдение , что для индивида свойственно быть объектом нападения со стороны окружающего мира; человек всегда вынужден жить в ожидании атаки, которая может сопровождаться болью и даже смертью.

Или смерть какая она? Смерть — один из важнейших архетипов мировой мифологии, и в самой идее смерти много мифологического. Во всех развитых мифологиях мы находим сходный образ подземного мира, который рисуется как невидимое царство смерти греч. Столь популярное представление о том, чего никто никогда не видел, сформировали ритуалы похорон, позволившее придать смерти некий образ: Экскурс в древнейшую историю показывает, что и обряды, и страх смерти связаны с опасением мертвых — которого изначально не было, и умершего не хоронили: Но потом люди осознали, что трупы могут распространять болезни неслучайно и в мифологии боги смерти часто заведуют болезнями:

В основе страха смерти, страха небытия лежит подсознательное Этому способствуют интериоризированные в детстве магические архетипы.

Архетипы - что это такое? Архетип есть символическая формула, которая начинает функционировать всюду там, где или ещё не существует сознательных понятий, или же где таковые по внутренним или внешним основаниям вообще невозможны. Содержания коллективного бессознательного представлены в сознании как ярко выраженные склонности и понимание вещей. Обычно они воспринимаются индивидом как обусловленные объектом, что, в сущности ошибочно, ибо они имеют источником бессознательную структуру психики, а воздействие объекта их только вызывает.

Эти субъективные склонности и понимание сильнее, чем влияние объекта; их психическая ценность выше, так что он становится над всеми впечатлениям К. Юнг Структура любого архетипа является двухполюсной, включающей конструктивную и деструктивную части, и содержащей все потенциальное богатство области, на которую распространяется. Архетипы проявляют себя в виде символов - их содержание всегда выражается метафорически, не давая каких-либо четких указаний.

Про эти символы мы можем прочитать в легендах, поверьях, произведениях искусства и литературы, далеких и независимых друг от друга, культурах и народах, а также в снах, видениях, и фантазиях отдельных людей, и, конечно, на картах Таро. Трудно описать их, однозначно, гораздо легче понять, пропуская через интуицию и жизненный опыт. Архетипы являются общими для всех живущих на Земле, независимо от расы, национальности и вероисповедания. Они функционируют на уровне коллективного бессознательного, но прекрасно понимаются нами в течение жизни, когда мы их встречаем.

Архетипы смерти в мировой мифологии и их современный разворот

Страх - это переживание, эмоция, основанная на инстинкте самосохранения, имеющая защитный, условно-рефлекторный характер. Состояние страха сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности и возникает в ответ на угрозу, вне зависимости от ее реальности. Чаще всего мы чувствуем страх перед вещами, имеющими фатальный характер:

Вероятно, не случайно свадебная тема соединяется с мотивами смерти и . направленных на то, чтобы снять страх перед вредоносностью смерти.

Мы не любим думать и говорить о смерти и в повседневной жизни обычно избегаем этой темы. Моуди, — по крайней мере, хотя бы подсознательно, что, сталкиваясь со смертью, даже косвенно, мы неизбежно становимся перед перспективой нашей собственной смерти"1. Жизнь земная и последующая. Отношение людей к тайне смерти — двойственное: Стремление людей"освоить" феномен смерти, сделать его чем-то понятным и доступным в обращении проявилось в огромном множестве сказаний, мифов, ритуалов похороны, оргии, жертвоприношения и т.

Таким образом смерть включается в игровое действо, благодаря чему она начинает представляться включенной в порядок и цели жизненного мира людей и уже не такой чуждой. Тема смерти, занимающая важное место в современном философском осмыслении человеческого бытия, возникла еще в глубокой древности, и этим она явно отличается от таких новых для философии тем, как, например,"игра" или"коммуникация".

Сегодняшние люди волей-неволей привязаны в своих суждениях о смерти к издавна бытующим представлениям, образам, символам. Поэтому для нас небесполезно ознакомиться с архетипами2 смерти. Архетипы — это образы или даже"предначертания", структуры образов , выработанные множеством предыдущих поколений и влияющие на мировосприятие и мышление живущих людей.

Сегодняшних людей, как и далеких предков, смерть ставит перед тайной значения человеческой жизни, тайной незримого существования человеческой души, перед вопросом, что есть бытие и небытие. Что же происходит с умершим человеком, его душой и телом? У древних и первобытных народов на этот счет имелись самые разнообразные представления. Рассмотрим некоторые характерные варианты.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АРХЕТИПИЧЕСКИХ страхов

Их задача заключалась в том, чтобы вовремя заметить опасность и предупредить о ней остальных. Так, пугаясь хищника, кожно-зрительная самка испытывала сильнейший страх смерти и источала запах феромоны страха. Если же она поздно замечала хищника, то из-за своего сильного запаха первой попадала в его лапы.

Присутствие лжи в момент смерти – это невыносимо И все советские традиции, связанные со смертью, – возрождение такого пещерного архетипа.

Представте себе это достаточно редкий случай так что это не главная. Это показывает лишь на то, что ты не умеешь наблюдать себя Зачем ты написал такое длинное сообщение? Начать обсасывать подробности, частные случаи, индивидуальные особенности? Ну да, жизнь бесконечна в своих проявлениях, человек это целый мир внутренний , так что в каждом отдельно взятом невежде могут быть какие угодно проявления и приоритеты. Все это ведет лишь к демагогии и толочь воду в ступе можно годами.

Только такой подход имеет смысл, все остальное не конструктивно. Добавлено спустя 2 минуты 24 секунды: Разбирая одно"я" натыкаешся на другое. Разбирать их мало смысла - нужно идти в Глубину писал а: И еще многим все это и ненужно, у них своя дорога. Добавлено спустя 7 минут 20 секунд: КТО Я Все эти планы восприятия реальности нужны затем, чтобы глубже понять направление, которое определяется основным вопросом эзотерики.

Он не имеет ответа, но определяет то направление, которое отличает бытовую эзотерику от реальной. Постижение не сводится к достижениям в теориях или умениях, оно характеризуется гармонией самого субъекта с Реальностью.

Метод психоанализа на основе принципа иерархичности

Суть этого эксперимента состоит в том, что Архетип отзывается на слова-раздражители, подобно собаке, отзывающейся на свою кличку. Поэтому психоанализ проективного материала должен использовать не только историю человека его детство , но и историю человечества: Регрессия — возврат психического развития на более раннюю ступень. При этом происходит пробуждение эволюционно старых Сил, делающих психику сильной, но грубой. Юнг Карл [12, с.

Патологический аспект предполагает рассмотрение типа невроза, возникающего вследствие нарушения принципа иерархичности, то есть когда Силы индивидуальные начинают доминировать по отношению к надындивидуальным Метасилам.

К. Юнга с его теорией коллективного бессознательного и архетипов. Как мы . К тому же страх смерти в своей предпосылке - понятие возрастное.

Это энергоинформационный образ, который существует изначально на тонком плане. Архетип - это элемент коллективного надсознания , первичный универсальный образ, положенный в основу КультУРы. Архетипы Вселенной - это знаки и образы, через которые с нами разговаривает Бог, наше Высшее Я, непроявленный мир. В том числе и через сны. Можно просто жить и ничего не замечать, а можно жить в согласии с собой, с Богами и с Природой, тем самым прислушиваясь к тому, что нам хотят сказать.

Наши Предки так раньше и жили: Чтобы восстановить утраченную связь с природой, нужно тренироваться каждый день в мироощущении, наблюдать за собой и за знаками, которые нам посылаю каждое мгновение нашей жизни. Остается только остановиться и послушать, увидеть, что показывает тебе Вселенная, что хочет сказать. Образы эти можно видеть в медитации , или когда мы о чем-то думаем, когда расслаблены, во сне, при самодиагностике , диагностике другого человека, или просто как знаки в вашей жизни.

Предлагаем вам описание некоторых образов, которые мы изучили, наблюдая за окружающим миром. Постепенно будем пополнять этот раздел. Мне как-то задали вопрос: Давайте начнем с того, как вообще, увидеть образ. Для начала вспомним, сколько в нас наносного, сколько в голове бесконечного трёпа и огромного количества мыслей.

Экзистенциально-Архетипическая Типология (ЭАТ)

Но нейроны склонны вступать в связь с другими нейронами. Мы можем допустить, что"человек у власти" может в более-менее относительной мере нарушать закон и избежать наказания в силу своего положения. Но даже в этом случае его можно понять, если предположить, что -"а как бы я на его месте? Обидно, что не"я" у кормила, а кто-то другой.

Юнг понимал под архетипом в основном (определения в раз- ных местах его книг . существование до и после смерти тождественно. Этой стадии . « дневного режима» Дюран рассматривает страх перед движением вре- мени .

Психолог, специалист по эмоционально-образной терапии, частный сыщик по внутренней Монголии. Потому что внезапно пути мои пересеклись в работе с двумя яркими представителями архетипа. И тут я осознала, что раньше я не очень их понимала. И вообще была в полушаге от того, чтобы слить архетип. А раз уж мне дали возможность увидеть и соприкоснуться, пришлось написать все это, потому что аж пальцы жжет.

Все большое человеческое приключение рулится двумя огромными силами. Сабина Шпильрейн, ученица Зигмунда нашего Фрейда, определила их как инстинкт жизни и инстинкт смерти, Либидо и Мортидо. Эту же парочку многие знают, как Эрос и Танатос. Танатоса мы пока тревожить не будем, нам бы с его спутником разобраться. Что происходит с человеком, когда он рождается?

Он поглощает либидо, он впитывает витальность, растворенную в тепле рук, в молоке матери, в ласковых словах.

Странные архетипы страха

Архетип восставшего покойника как фактор социальной самоорганизации А. Назаретян Давно ли живые боятся мертвых? Антропологические данные Человек начинается с плача по покойному. Мамардашвили К сожалению, эмпирический материал археологии и этнографии побуждает перефразировать красивый афоризм, послуживший эпиграфом.

Архетип восставшего покойника как фактор социально представление о неизбежности индивидуальной смерти и страх перед.

А ведь фактически она несет в себе весьма серьезное и нетривиальное предупреждение. Фактор осознанности смерти явным образом говорит нам о том, что человеческое сознание как таковое, то есть реактивная системная иллюзия, основанная на интерсубъективных компонентах индивидуального опыта, строится на постаменте страха смерти. Структура сознания не только вбирает в себя смерть как константную травматическую угрозу, требующую использования целого ряда защит — от рационализации до вытеснения.

Все здесь гораздо серьезнее. Наше сознание включает в себя фактор переживания неизбежной смертности индивида как неотъемлемый компонент индивидуации, как расплату за нее и как само условие существования осознающего себя и мир субъекта. Наше сознание проективно, и потому его собственная структура неизбежно дублируется структурой формируемой им реальности. И потому та реальность, которую дарует нам наше сознание, основанное на страхе смерти, обязательно должна включать в себя некие угрозы, само наличие которых позволяет трансформировать фоновую и неосознаваемую то есть вытесняемую танатофобию в рационально приемлемую защитную боязнь, как правило маскирующуюся под ту или иную разновидность проявления инстинкта самосохранения.

При этом мы получаем возможность отыгрывать страх смерти в ряде внешне совершенно бессмысленных, а по сути — психотерапевтических, ритуалов вроде снимания и одевания обуви перед посадкой в самолет. В своей целокупности подобного рода навязчивые ритуалы как раз и составляют цивилизационное основание нашей социальности как таковой.

В классической разновидности организации человеческого сообщества страх смерти четко институализировался в различных вариантах церковной идеологии или же светского произвола. Божья воля и воля государя не требовали рационального объяснения и не допускали моральной оценки. Да и какая моральная оценка возможна в ситуации, скажем, великого потопа?

Рейтинг блогов и записей Живого Журнала

Люди любят разглядывать чужую смерть. Интерес к убийству, к созерцанию насильственной смерти впервые оказал влияние на государственную политику в древнем Риме: Архетип смерти вынудил людей построить это сложное и дорогое каменное здание. Его размер на метров, вместимость - пятьдесят тысяч зрителей.

Архетип: Изгой. Промежуточный сценарий: «Изгой». Седьмая эгрегорическая задача: спасение от Системы. Преобладающий страх: страх смерти.

Пилявина Архетипы в психотерапии В этом разделе даются определения и рассматривается психологическое, функциональное содержание архетипических образов коллективного бессознательного. Архетипы основных элементов структуры личности. Здесь рассматриваются архетипы структуры личности и их взаимодействие. Архетипические символы индивидуации в процессе терапии.

В данном разделе изложены практические рекомендации при работе с архетипическими символами в процессе индивидуации, даны разграничения этапов индивидуации. Аналитическая и синтетическая стадия процесса психотерапии. В нем представлен материал процесса терапии от анализа с признанием и толкованием до синтеза с обучением и трансформацией. Архетипы в постюнгианской аналитической психологии. Здесь рассмотрены архетипы Раненого Целителя, расщепление архетипов, архетипическая полярность, трансферные качества символов архетипического образа высокие и падшие символы.

Некоторые аспекты архетипических символов. Здесь рассмотрены аспекты мотива Героя.

Как избавиться от страха смерти? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)