Тайны Леоюпитера: что скрывает планета-гигант?

Мастер-класс: роспись по шелку

Если вы новичок, ищите МК для начинающих, иначе запутаетесь в деталях, которые признанные мастера могут опустить в своем изложении хода работы.

Вам понадобятся:

  • шелк;
  • рама для ткани + 4 кнопки;
  • контур-резерв;
  • фантомный маркер или карандаш;
  • краски по шелку, 5 цветов;
  • декоративная соль;
  • круглая синтетическая кисть № 3,4.

Сделайте эскиз будущего изображения на обычной бумаге. Лучше использовать фломастеры или маркеры, чтобы контур рисунка хорошо просматривался под шелком. Нанесите ткань на раму, закрепите. Далее действуйте так:

  1. 1. Под тканью поместите рисунок, он должен хорошо просвечивать. Шелк натягивать нужно туго, складок быть не должно.
  1. 2. Рисунок нужно обвести специальным фантомным маркером. Он либо сам смоется через сутки, либо легко удалится водной краской в ходе росписи.
  1. 3. На границы рисунка нанесите резервирующий контур. Он должен лежать на ткани непрерывной линией, ведь его функция – не дать краскам растекаться, ограничить это. Наносить контур следует слева направо.
  1. 4. С помощью контура нужно нарисовать лаконичную рамку для изображения.
  1. 5. Через полтора часа контур подсохнет, на шелк можно наносить краски. Не забывайте пользоваться палитрой, как если бы работали с акварелью. Если краска растекается, значит, вы неаккуратно нанесли контур (в таком случае следует уменьшить количество краски на кисти). Удалить аккуратно растекшуюся краску можно водой и ватной палочкой.
  1. 6. После того, как раскрасили элементы рисунка, пора приступать к зарисовке фона. Чтобы декоративно усовершенствовать работу, нанесите на ткань специальную соль.

После того, как шелк раскрашен, не осталось пустых мест, работу можно считать готовой. Теперь ткани нужно дать высохнуть, снять с рабочего подрамника, прогладить ткань утюгом (очень деликатно), и подумать, как лучше обрамить картину.

В следующем видео представлен мастер клас по свободной розписи по шелку.

Особенность батика в том, что нарисовали вы примитивную розу или фантазийный узор, если сам рисунок лаконичен и четок, а работа с краской прошла без ошибок, даже максимально простые композиции будут выглядеть ярко. Попробуйте познакомиться с росписью по шелку, выполняя несложный мастер-класс. Когда первая проба будет завершена, захочется совершенствоваться, браться за сложные проекты.

Если батик из хобби перерастет в ремесло, способ заработка, навыки следует развивать. Придется изучить законы текстильной графики, практиковаться в принятии тоновых, цветовых, графических решений.

Композицию художники выстраивают в соответствии с принципами целостности восприятия, цветов и контрастов форм, выразительности объемов и линий. Движение и покой, статичность и динамику, свежесть и зной, теплое и холодное настроение – это задает работе художник росписи по ткани. Почва для творчества самая плодотворная!

Остальные ингредиенты

Разумеется, понадобится краска. Рассмотрим популярные разновидности:

  1. Сольвентная. Резко пахнет и имеет в составе токсичные соединения, которые не лучшим образом влияют на здоровье. Зато отлично отпечатывается на дереве и стекле.
  2. На водной основе. Безвредная. Подходит для шелкографии на футболках и бумаге. Из минусов: стирается быстрее аналогов, хуже переносит влажную среду.
  3. Фритты. Красящие вещества на керамической основе, с помощью которых обычно украшают стекла.
  4. Пластизольная краска. Пожалуй, самая удачная и сбалансированная. Не воняет. Создает яркие, насыщенные принты. Хорошо переносит стирку, способна формировать объемные рисунки (вместе с примесями). Идеальна для текстиля.

Далее понадобится фотоэмульсия, которая подходит к конкретной краске. Она поставляется вместе с сенсибилизатором – добавкой, которая повышает светочувствительность.

Наконец, понадобятся еще несколько инструментов. Молоток и гвозди (либо степлер) – для того чтобы скрепить сетку и рамку. А также ракель – скребок, который помогает пропустить краску через отверстия в сетке и удаляет ее остатки.

Трафарет без экспонирования и эмульсии

Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии — с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или
офсетной бумаге. Печатайте в черно-белом цвете.

Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С — изображение с распечатки перенесется на
трансферную бумагу.

Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура — 180 ०С. Трафарет готов.

Так выглядит термопресс

шелкография

Нанесение изображений шелкографией – один из способов, которые применяет наша компания в своей работе. Рисунки могут быть нанесены на различные поверхности и материалы – пластик, стекло, кожу, трикотаж, текстиль и др.
Немного из истории шелкографии
Изобретение это имеет солидную историю. Правда, на ней слишком много темных пятен. Одни считают, что шелкография была изобретена в Китае, хотя никаких особенных данных для такого утверждения нет. Разве, что шелк, действительно, первыми стали производить именно жители этой страны. По другим данным, первооткрывателями этого способа были финикийцы. Есть свидетельства о том, что здешний народ умел наносить на ткани простые рисунки при помощи штампов, сделанных для этого специально. В XVIII веке уникальная технология стала популярной в Англии и Франции – появились роскошные обои, изготовленные таким методом.
В начале двадцатого столетия на изобретение нанесения рисунка через шелковые ткани был получен патент, а с тридцатых годов технология уже достаточно широко применялась – рисунки наносились на плакаты, этикетки, открытки, номерные знаки и т.д. Сегодня шелкография применяется в целом ряде промышленных отраслей – в керамической, стекольной, текстильной, автомобильной, электронной.

Технология шелкографии

Правы те, кто считает, что шелкография – это такая технология печати. Как и те, кто утверждает, что не одна технология применяется при изготовлении изображений этим способом, а сразу несколько. Краска на материал выдавливается через ячейки сетки по трафарету. Вот так просто. Но если не соблюдать все другие технологии, а именно – натяжения рам, выбора подходящей ткани для сита, краски, эмульгирования форм для печати, специальной просушки, – то ничего не получится.
Специальное оборудование и процесс нанесения изображения
В число оборудования для нанесения изображений методом шелкографии входят:
• шелкографический станок;
• сканер, принтер, и цифровой фотоаппарат;
• экспонирующая камера;
• резак;
• рамки и ракель-кювета;
• краска.
Чтобы изображение получилось качественным, следует тщательно выбирать краски и придерживаться рекомендаций производителя. Краски должны быть не жидкими, но с хорошей текучестью, чтобы легко можно было их проводить через сито. При их нанесении не должна трафаретная форма склеиваться с подложкой, а предыдущий цвет не может просвечиваться сквозь рисунок.
Процесс нанесения рисунка состоит из подготовки негатива изображения и переноса на изделие. Сначала изображение печатается на принтере или рисуется на бумаге, потом трафаретная пленка наклеивается на эскиз, просушивается и промывается. Затем наступает время следующего этапа, при котором нужно перенести изображение. Негатив прикладывается к изделию и наносится краска.
Преимущества метода шелкографии
Многие ценят такой способ за то, что он позволяет создавать уникальные вещи и предметы, на которых узоры получаются сочными, яркими, фотографии – четкими. К достоинствам этого метода относятся также:
• устойчивость и долговечность запечатанных рисунков;
• экономия на малых тиражах;
• низкая себестоимость работы;
• возможность печати на изделиях различных форм и размеров.
Мы с удовольствием занимаемся этой работой и готовы взяться за изготовление изображений этим способом при любом тираже. Мы уверены, что заказчики будут довольны результатами сотрудничества.

Нанесение рисунка на ткань

Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии — на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.

Шаг 1.
Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.

Шаг 2.
Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой — краска не будет растекаться.

Шаг 3.
Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, — потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении — примерно 1—3 часа (время зависит от толщины слоя).

Шаг 4.
Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.

Шаг 5.
Следующий этап шелкографии на дому — подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.

Шаг 6.
Теперь понадобится прозрачное стекло — с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.

Шаг 7.
Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант — закрасить образец маркером.

Шаг 8.
Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным — трафарет готов.

Шаг 9.
Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.

На трафарет выкладывают
краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.

Шаг 10.
Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.

Картинка получается яркой и полноцветной

Процесс шелкографии по ткани показан на видео:

https://youtube.com/watch?v=w86ACYvPbOY

Приступаем к работе

Сначала проверьте, хватит ли размера сетки для рамки. Натягивайте ее плотно, чтобы не осталось неровностей и рисунок не исказился. Но не переусердствуйте, чтобы не порвать. Затем используйте степлер или старый добрый молоток. Интервал между скобками (либо гвоздями) – от 2.5 до 5 см. В конце обрежьте излишки сетки.

Далее – работа с эмульсией. Откройте ее в темной комнате, при свете красной лампы (как при проявке фотопленки). Разбавьте сенсибилизатор водой, затем добавьте его в эмульсию. Равномерно нанесите полученную смесь на сетку, не оставляя «чистых» мест, иначе качество рисунка пострадает. Затем эмульсия будет высыхать в течение получаса.

Учимся росписи по шелку в простом мастер-классе для начинающих

Для росписи по шелку в технике «холодный батик» потребуется:

  • отрез шёлка размером 40х160 см (его нужно предварительно постирать в теплой воде без добавления моющих средств)
  • краски и контуры для росписи по шёлку (например, можно использовать краски фирм Marabu и Javana)
  • прозрачный резервирующий состав на основе резинового клея и бензина (такой состав производит фирма «Гамма»)
  • синтетические кисти №2, 6, 9
  • широкая кисть из натурального ворса (лучше всего из беличьего меха)
  • подрамник и кнопки, чтобы закрепить ткань
  • банка с водой
  • палитра или обычная пластиковая тарелочка
  • эскиз рисунка на бумаге в натуральную величину (можно использовать любое изображение – опытные мастера могут написать на шелке настоящие картины. Для начинающих мы предлагаем цветочный узор) 

Мастер класс «Роспись по шелку в технике» холодный батик»:

1)Ткань необходимо натянуть на подрамник. Следите, чтобы материал нигде не провисал и не образовывал складки. По краям ткань нужно аккуратно закрепить кнопками так, чтобы не повредить тонкий шелк – сначала закрепляем углы, а потом, немного намочив ткань, серединки. Т.к. мы используем продолговатый отрез шелка, сначала закрепляем материал с короткой стороны, а потом только с длинной.

2)Под ткань подкладываем и закрепляем эскиз рисунка. Натуральный шелк – это достаточно тонкая ткань, поэтому рисунок виден хорошо.

3)Теперь необходимо обвести рисунок по контуру резервирующим составом. Набираем резерв в трубочку. Это делается спринцовкой. Спринцовка сжимается, приставляется к широкому концу трубочки и резерв засасывается внутрь. Достаточно будет наполнить трубочку до половины резервуара.

4)Обводим рисунок. Техника следующая: трубочку держим так, чтобы носик был перпендикулярно ткани. Вести нужно ровно и аккуратно, не задерживаясь в одном и том же месте – не должно оставаться утолщений и капель.

5)Обратите внимание на то, что все линии должны быть замкнуты. Это делается для того, чтобы краска, которой мы будем раскрашивать рисунки, не вытекала на соседние области

6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет. Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут.

7)Начинаем раскрашивать фон. Смачиваем его обыкновенной водой с помощью широкой кисти.

8)Если где-то остались места, плохо обведенные резервом, мы их сразу обнаружим, т.к. вода начнет просачиваться через них. В таком случае ткань нужно обязательно высушить и еще раз обвести эти места резервирующим составом.

9)На палитре готовим цвета для росписи фона. Помните, что это будет только первый слой краски, которую мы наносим на фоновую часть, поэтому лучше, чтобы она была не очень яркой.

10)Для фона можно использовать несколько оттенков, так будет даже красивее.

11)Начинаем расписывать лепестки цветов, делая переходы от светлого к темному. Оставляем для высыхания.

12)С помощью трубочки и резерва обводим прожилки на цветах и стебельки.

13)Наносим на фоновую часть еще один слой краски, на этот раз пятнами, создавая акварельный эффект.

14)При нанесении нескольких слоев краски нужно давать каждому пятну высохнуть и только потом наносить следующее – ручная роспись по шелку не терпит спешки!

15)Расписываем стебли цветов.

16)Расписываем вторым слоем лепестки.

17)При помощи контура добавляем детали: рисуем прожилки и точки на лепестках.

18)Для большей выразительности рисунки дописываются тонкой кистью, которая должна быть практически сухой.

19)Вот такие цветы получились.

20)Снимем ткань с рамы и аккуратно проглаживаем через тряпочку в течение 3-4 минут. Далее оставляем до полного высыхания примерно на сутки. Для удаления резервирующего состава материал можно простирать вручную в теплой мыльной воде.

21)Осталось подшить края. Это можно сделать на машинке или вручную. Последний вариант предпочтительнее, т.к. в таком случае шов будет мягче. Шарф готов! Уже освоив эту технику, вы сможете расписать не только платки, но и любые другие изделия из шелка.

Для тех, кто уже освоил контурные виды росписи по шелку, можно попробовать свободную роспись. При этой технике рисунок наносится на ткань анилиновыми красками без каких-либо шаблонов свободными мазками. Так получают очень нежные и необычные работы с плавным переходом оттенков. 

Рама для шелкографии

Трафаретные рамы используются не только в типографиях, но и в домашних условиях. К ним предъявляют такие требования:

  • многократность использования — в целях удешевления печати;
  • химическая устойчивость — при смывке и нанесении фоточувствительного слоя и краски неизбежен контакт с рамой;
  • жесткость — рамы изготавливают из жесткого, устойчивого к скручиванию и деформации изгиба материала;
  • небольшой вес — рама должна быть легкой, мобильной.

Самые простые трафаретные рамы для шелкографии делают своими руками из прямослойного дерева. Они легкие, дешевые, но чувствительные к воздействию влаги.

Альтернатива — алюминий. Он недорогой, легкий, позволяет достичь необходимого натяжения. Рама из алюминия не подвержена химическому воздействию реагентов, которые используются в шелкографии, подходит для многократного использования, сохраняет геометрию.

Готовые к использованию деревянные рамы

Завершающий этап

Если вы сделали все правильно, то в эмульсии прорежутся очертания будущего принта. Промойте сетку сильным напором воды. Особенно сосредоточьтесь на рисунке. Вода удалит все лишнее, и сквозь эмульсию проступит изображение. Когда вы сможете увидеть его отчетливо, выключите воду.

Подождите, пока рамка высохнет. Затем положите ее на поверхность, на которой собираетесь напечатать рисунок. Если речь идет об одежде, то положите внутрь пищевую пленку или кусок картона, чтобы не испортить обратную сторону краской.

Наконец, можно наносить красящее вещество. Поместить поверх рисунка полоску из краски, а затем равномерно размажьте ее по всей площади. Если хотите светлое изображение – давите слабее, и наоборот.

Готово! Чтобы воспользоваться трафаретом еще раз, очистите тыльную сторону и заново выдавите краску. Не забывайте промыть и высушить рамку с сеткой. Если краска засохнет, придется сооружать новое сито.

Сетка

Главное, что вам нужно знать о сетке перед покупкой – ее плотность. Чем больше нитей приходится на см2, тем она выше. Показатель в пределах 16-20 подходит для большинства задач. Если хочется, чтобы принт выглядел винтажно потрепанным, выберите сито с плотностью 12. Если собираетесь отпечатать рисунок на пластиковой поверхности или на бумаге, остановитесь на варианте 30-40.

К слову, готовая рамка с сеткой может продаваться в специализированных магазинах (для художников, для хобби и т.д.). Правда, цены на них зачастую завышают, и в таких случаях выгоднее сделать сито самостоятельно.

Сетка для шелкографии

Качество шелкографии зависит от печатной формы, а именно — от ее основы (сетки). Она бывает:

  • Полиэфирной. Используется при печати водными, пластизольными, сольвентными красками. Отличается и вид плетения: холщовые (1:1 — одна нить к другой) и саржевые (2:1 или 2:2). Первые используются чаще.
  • Стальной. Применяется исключительно при работе с термопластичными красками.

Сетки бывают белыми и окрашенными в желтый цвет. Последние обеспечивают максимальную четкость рисунка с подробной детализацией.

Белые и желтые сетки для шелкографии

Обратите внимание на линиатуру. Она присутствует в маркировке

К примеру, маркировка на сетке «№120—34» означает, что размер линиатуры — 120 линий на сантиметр, а 34 — это диаметр нити. Чем выше первый параметр, тем тоньше сетка.

Сетчатое полотно делят на категории в зависимости толщины нитей. Каждая категория обозначается своей буквой (стоит рядом с номером: S, М, Т, HD — от легкой до самой тяжелой). Полотно с толстой нитью прочнее, его натягивают с большим усилием. Толщина нити влияет на то, какое количество краски пройдет через сетку.

Практические советы начинающим

Есть такие художественные направления, где концентрация, усидчивость, многократное повторение особенно важны. Роспись по шелку можно сравнить с каллиграфией, где одна неровная буква портит общее впечатление.

Не стоит начинать со сложных рисунков: часто новички видят работы с ярким снегирем на рябине, и этот «нарябиновый снегирек» становится их первым творческим опытом. Снимите розовые очки, реально оцените свои силы. Попробуйте сделать в технике узелкового батика бандану с простым рисунком. Или натяните ткань на подрамник и прорисуйте в технике холодного батика простой сюжет.

Чтобы давать свой мастер-класс, нужен не просто набор спецсредств, нужен приличный опыт и четкое понимание деталей процесса. Купите книгу, автор которой Конча Моргадес «Роспись по шелку для начинающих», сделайте ее своим настольным изданием. Попробуйте разные техники, материалы, способы, и тогда изысканное искусство художественной росписи покорится и вам. И не забывайте – теорию нужно вовремя подкреплять практикой, благо пошаговые МК тому способствуют.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: