Искусство японской вышивки: погружение в историю, технику и мотивы

История кимоно

Находки археологов свидетельствуют, что самые первые японские платья кимоно появились примерно в V веке н. э. Они очень были похожи на китайскую традиционную одежду – ханьфу. Предположительно, именно особенности одежды китайской династии Тан легли в основу японского кимоно.

При пошиве одежды стали применять новую технологию – «метод прямого кроя», который не стесняет движений

А это очень важно в культуре японцев, которые много сидят на полу

Кимоно стали шить и шьют по сей день стандартного одинакового размера из цельного полотна без подгонки по фигуре. Затем девушки с помощью веревочек, прищепок, различных подвязок, подворачивая и сворачивая кимоно, доводят кимоно до своего размера, роста и делают, как им удобно. Причем делают это виртуозно.

Таким способом наряд можно приспособить под любую фигуру и носить в любую погоду. Сшитое из льняной тонкой материи – летом, а кимоно из нескольких толстых слоев подходит и для зимы.

Специально для кимоно выпускали ткань нужной ширины и длины, удобную для кроя и пошива. Единственный кусок ткани оставалось только разрезать на несколько прямоугольников и соединить между собой. Одежду шили и расшивали только вручную.

Чтобы кимоно меньше мялось, а слои одежды не путались между собой, их сшивали свободными, крупными стежками. Так делали еще и по той причине, что перед стиркой кимоно распарывали. И после снова сшивали.

Понятно, что такая одежда из тонкой натуральной ткани, сшитая и расшитая вручную, стоила очень много и не все жители страны, особенно из низшего сословия, могли позволить себе шелковое кимоно. Большинство японцев брали кимоно напрокат или носили переработанную одежду. Относились к ней японцы всегда очень бережно.

Материал, из которого было сшито старое кимоно, никогда не выбрасывается. Правило – никогда не выбрасывать и повторно использовать материал, из которого было сшито старое кимоно, пришло в современность из глубины веков, и японцы всегда ему следуют.

Его используют повторно для пошива самых разных вещей: коротких халатов хаори, одежды для детей, сумок, заколок с цветами – канзаши, для ремонта вещей, сходных по расцветке, для изготовления темари (традиционная японская техника вышивки на шарах) в качестве основы для сплетенных из полосок разорванных старых кимоно.

Примерно в XVI веке кимоно стало основной одеждой для японцев разного сословия, социального положения, мужчин, детей и женщин. А в последующие столетия случилось бурное развитие и расцвет японского текстильного искусства.

Однако, XIX век принес в японское общество, культуру и одежду драматические изменения. Западная одежда начала повсеместно внедряться. В ней японцы должны были появляться в общественных местах, на службе. И к середине XX столетия европейская одежда стала повседневной нормой.

Японское кимоно поменяло статус повседневной одежды на культовый наряд для особых важных событий, происходящих в жизни семьи и общества. Например, кимоно с узким рукавом, стало самой официальной одеждой для замужней женщины. При этом рукава и спина украшаются фамильным гербом. Кимоно с одним широким рукавом символизирует, что женщина одинокая.

Подобрать идеально все части в таком многослойном наряде, чтобы все это смотрелось гармонично, сложно. И уж тем более, надеть все это на себя самому. В обычных ситуациях носят обычно упрощенные комплекты, которые состоят из одного-двух слоев, иногда с имитацией ложного воротничка.

https://youtube.com/watch?v=w4QuUePBhc8

История происхождения

 Существует несколько версий происхождения  искусства кинусайга.

Одна версия  говорит, что японцы придумали давать вторую жизнь старому   кимоно. Поскольку кимоно шили из дорогой шелковой ткани, то когда оно изнашивалось, его не выбрасывали. Старое кимоно переделывали или перекраивали для нужных  изделий  для дома, а из   лоскутков, которые оставались, придумали делать красочные лоскутные картины. 

Вторая версия утверждает, что кинусайга — это новый вид рукоделия, который придумала японская мастерица и профессор японского университета  Маэно Такаши в 1987 году двадцатого века.

 Она из негодных к ношению кимоно создавала необычные яркие картины.

По этим  двум версиям сказано, что в Японии творят шедевры  из оставшихся  лоскутков шелка старого кимоно. Все японцы бережно относятся к природе

Поэтому  для них важно использовать вещи повторно. Поэтому не удивительно, что   техника кинусайга подходит для бережливых и экономных японцев, чему и нам полезно учиться

 Современные мастерицы придумали использовать эту удивительную технику кинусайга не только для создания картин и панно. Сейчас с помощью этой техники украшают шкатулки,  фотоальбомы, декоративные шары,  разные елочные и дверные украшения. Изменили используемые ткани, используют не только натуральный шелк, но и другие ткани, которые различаются по своей фактуре. Такие как велюр, бархат, флис. Используют лен и хлопок. Добавили различные элементы декора, такие как ленточки, шнуры, кружева, тесьму. 

 Большим плюсом для себя рукодельницы отмечают, что если вдруг какой-то кусочек ткани не подошел по цвету или фактуре, его можно легко вытащить и заменить на подходящий. Сшитую вещь пришлось бы распарывать и заново перешивать.

Инструменты:

  • ножницы острые 
  • макетные ножи широкий и узкий
  • рулетка
  • металлическая линейка
  • канцелярский нож, для прорезей (скальпель)
  • стек или пилочка, для заправки ткани в доску или пенопласт
  • карандаш или тонкий маркер для нанесения рисунка

Материалы:

  • Доска, пенопласт или пеноплекс размера картины или панно
  • Ткань различных  расцветок и  фактуры (хлопок, велюр, шелк и другие)
  • Ленты и тесьма различной ширины, шнуры, кружева, пуговицы
  • Писчая и копировальная бумага
  • Клей ПВА

 В самом начале вашего творчества не нужно торопиться в магазин и покупать различную ткань. Проведите ревизию в ваших вещах, обязательно подберете нужные расцветки ткани в  ненужных вещах. Сразу сделаете два полезных дела — освободите шкаф от неиспользуемой одежды и получите нужное количество материала для своего нового творчества.

 Определяем для себя на каком материале будем делать картину, на деревянной доске или пенопласте.

Разница в том, что на деревянной поверхности мы будем делать канавки-прорези на глубину 2-3 мм, а на пенопласте глубиной примерно 5 мм. И соответственно, для деревянной поверхности мы вырезаем лоскутки больше нашего рисунка на 2 мм, а для пенопласта на 5мм.

 Многие мастерицы выбирают за основу пенопласт, потому что в нем легче делать прорези. 

Если вы выбрали за основу пеноплекс, то его поверхность  рекомендуем оклеить  писчей бумагой, так как чаще всего он бывает не  белого цвета.

История техники Кинусайга

Кимоно — традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии «национальным костюмом». Японцы надевают кимоно до сих пор! Кимоно шьется из натурального шелка и, разумеется, стоит очень долго. Старые кимоно никогда не выбрасывали, а использовали для создания других, более мелких вещей.

Один из способов использовать шелковую ткань кимоно — создавать картины Кинусайга.

Традиционно Кинусайга создается следующим образом. Вначале художник делает эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводится на деревянную дощечку. В дощечке прорезаются углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезается на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставляются в прорезанные канавки.

Сюжетами для кинусайга чаще всего становятся пейзажи.

Гораздо реже на картине появляются люди — изображение лиц даже для мастеров является довольно сложным процессом. А если и появляются, то чаще всего стилизованные.

Техника кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя, конечно, для изготовления уже используются не дорогие кусочки кимоно, а обычные ткани. А вместо деревянных дощечек берется обычный пенопласт.

Мастер-класс по сашико

Новичкам рекомендуется попробовать пошить выкройки сашико, состоящие из прямых линий.

Для работы вам понадобится ткань-основа, мулине белого цвета, набросок, иголки.

Чтобы перенести выкройку с бумаги на ткань, нужно разметить. Это просто.

Сначала прошиваются длинные горизонтальные и диагональные стежки, но длина правой стежка должна быть в несколько раз больше.

Желательно соблюдать количество точек в геометрической фигуре, например в 8-гранном ромбе.

После вышивания горизонтальных и диагональных линий вышиваем мелкие ромбики. Их делают не по периметру, а изогнутыми линиями сверху вниз или наоборот.

После того, как все строчки прошиты, необходимо загнуть края салфетки и также сшить их швом сашико.

Чтобы складки в несколько слоев в углах не были видны, рекомендуется их подвернуть, отрезать часть материала и подшить.

Особенности техники

  • японская техника вышивания имеет целый ряд отличительных особенностей. Так, вышивка в технике “сашико” предполагает: внимательность и аккуратность рукодельницы;
  • максимальная точность нанесения рисунка, последовательность в работе;
  • использование правильной техники: корректный стежок, затем – поворот.

Стежок и поворот

Сашико – это математическое чередование стежков и поворотов. Внешняя и скрытая части шва по длине неодинаковы. На лицевой стороне стежок должен охватывать не менее трех нитей, а на изнаночной – не более двух.

Выполняется вышивка не в один стежок, а в несколько. Для этого следует:

  • аккуратнейшим образом продеть иголку сквозь материал;
  • “вооружиться” наперстком, и, протолкнув иголку, протянуть нить.

Заострить внимание следует на том, что поворот является небольшой петелькой – нитка словно “поворачивает”. Если поворот включает в себя внутренний и внешний стежки, которые сходятся в вершине, это неправильно

Также немаловажно следить за тем, чтобы ткань не свисала, и не была стянута нитью

Амигуруми — японские вязаные игрушки

Амигуруми — в переводе с японского — вязанное-завернутое — японское рукоделие, которое стало популярным и в нашей стране. Суть его состоит в вязании крючком или спицами маленьких зверят и человекоподобных существ. Обычно амигуруми вяжут по спирали, крючок или спицы выбирают меньшего размера, чем того требует пряжа, для того чтобы вязка была без зазоров и дыр, через которые может выглянуть набивочный материал. А раз игрушка амигуруми требует от нас плотности вязания, то и начинать вязание по кругу нужно так, чтобы не оставалось отверстий, для этого был придуман способ названный «кольцо амигуруми». Более подробно об амигуруми здесь.

Мидзухики — японское искусство завязывания шнуров

Мидзухики еще один процветающий вид японского прикладного искусства, по технологии своей напоминает плетение макраме, но более изящное и миниатюрное.

Итак , что же такое мидзухики — это искусство завязывания из шнуров различных узлов, в результате которого создаются потрясающей красоты узоры, своими корнями уходит в 18 век.

Область применения также разнообразна — открытки, письма, прически, сумочки, упаковка подарков. Кстати, именно благодаря упаковке подарков мидзухики получили широкое распространение. Ведь подарки полагаются к каждому событию в жизни человека. Существует такое громадное количество узлов и композиций в мидзухики, что даже не каждый японец знает их все наизусть, наряду с этим существуют и базовые наиболее распространенные узлы, которые используются для поздравления с рождением ребенка, на свадьбу, поминки, день рождения или поступление в университет.

Традиционный пейзаж

Если вы хотите традиционный японский пейзаж, приобретите акварельные краски и специальную бумагу для рисования ими. Бумагу можно заменить картоном. Еще понадобится остро заточенный карандаш, пастель, палитра и кисти.

Учтите, что картон хорошо впитывает воду, значит, краску нужно разводить водой сильнее, чтобы получить необходимый прозрачный тон. На бумаге, наоборот, появятся потеки. Поэтому сначала поэкспериментируйте, чтобы найти нужную пропорцию.

Создание акварели:

Те, кто умеет рисовать, изображают на листе набросок своими руками. Если вы лишены способностей, берите готовый пейзаж, копируйте на кальку и переносите на бумагу. Сильно нажимать на карандаш нельзя. Линии должны быть чуть заметными и плавными. Обозначьте только основные контуры. Все остальное нужно дорабатывать кистью.

Приступайте к нанесению краски. Начните с фона (небо, вода) и самых крупных деталей (горы, зелень). Используйте толстую кисть. Помните, что цвета используются легкие, полупрозрачные. От верхнего края листа двигайтесь к нижнему. Оставьте рисунок до полного высыхания.

Затем самой тонкой кистью начинайте прорисовывать мелкие детали – стволы и ветви деревьев, дома на горном склоне, птиц в небе, вершины гор в снегу, бабочек на цветках. Линии должны быть четкими и плавными. Не старайтесь быть фотографически точными. Главное – передать впечатление. Легкое ощущение незавершенности и размытости идеально подходит для картины в японском стиле.

Пастельными мелками изобразите тени на склонах гор и на земле, блики на воде. Но совсем немного.

Последний штрих – стихотворение, отвечающее теме и настроению пейзажа. Их вы найдете на тематических интернет-сайтах. Предварительно потренируйтесь в написании иероглифов, чтобы добиться требуемой легкости и изящества росчерков. Чтобы создать впечатление старины, смешайте черную гуашь или тушь с коричневой или темно-синей.

Как сделать картину в технике Кинусайга

Один раз посмотрите, как именно создаются картины Кинусайга (мастер-класс простой и доступный) и поймёте до конца весь принцип.

Подготовьте заранее:

  • Кусок пенопласта толщиной не менее 1 см
  • ткань (лоскутки) подходящих цветов
  • ножницы
  • макетный нож (канцелярский нож или скальпель)
  • инструмент для заправки ткани в пенопласт (вполне подойдет пилка для ногтей или деревянная палочка из маникюрного набора)
  • рисунок (можно нарисовать самостоятельно, а можно воспользоваться любой детской раскраской)
  • копировальная бумага

Выбираем понравившийся рисунок. Давайте возьмем простые геометрические формы и сделаем вот такой домик.

С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на лист пенопласта.

С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной примерно 2-3 мм.

Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки.

Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью палочки или пилки. Заполняем всю картину.

Срезаем лишние края.

Завершающим штрихом будет оформление панно в раму. В качестве другого варианта оформления можно сделать окантовку с помощью ткани или широкой ленты, закрепленной на кнопки.

Наша картина готова!

Очень часто в технике Кинусайга украшаются крышки от коробок, в результате получаются красивые шкатулки:

Даже ёлочные игрушки можно собирать в технике Кинусайга!

Схемы для Кинусайга для создания картин:

Схемы для Кинусайга есть и в чудесном журнале «Magic loisir».

ПОДЕЛИСЬ!
«Крестик» плохого не посоветует! :)

История и особенности японского пэчворка

Первоначально лоскутное шитье было уделом бедняков — мастерицы из лоскутов старых вещей старались сшить что-то новое и красивое, украшали изделие аппликациями из мелких разноцветных кусочков, создавая уникальную вещь с причудливыми узорами, мозаиками и орнаментами.

Сегодня же это особый вид эксклюзивного творчества, с помощью которого изготавливают самые разнообразные изделия начиная от прихваток и подставок под горячее и заканчивая дизайнерскими женскими сумками, косметичками, детскими аксессуарами, стильными предметами одежды и домашнего декора

Вещи получаются удивительно красивыми, и — что немаловажно — оригинальными, ведь каждая девушка стремится выглядеть неповторимо, быть непохожей на других

В отличие от других разновидностей пэчворка, в Японии существуют свои особенности, приемы и правила изготовления вещей в этой технике:

Использование строчки «вперед иголку». Ею украшают готовое полотно, создавая и выделяя необычные узоры и рисунки. Благодаря этому приему просто сшитые между собой лоскуты становятся настоящими произведениями искусства

Японцы в любом виде творчества особое внимание уделяют цветочным орнаментам. Чаще всего используются ткани с уже нанесенным природным принтом, но может присутствовать и вышивка в виде цветов, веток сакуры и пейзажей

Пэчворк по-японски часто использует аппликацию для создания более живописной картины. В английском аналоге этой техники не принято использовать такой метод. А еще готовые изделия часто украшаются бахромой или кистями. Мастера в Японии никогда не используют для работы швейные машинки, все делается вручную. Для них лоскутное шитье — это способ получить удовольствие от творчества и создать по-настоящему уникальную и ценную вещь. Еще одной особенностью японского пэчворка являются используемые ткани. Для этой техники применяется преимущественно шелк и бохий, хотя в других странах, напротив, предпочитают хлопковые ткани.

Все японские виды рукоделия отличаются философским подходом и постоянным стремлением к совершенству. Лоскутное шитье не стало исключением и достигло в своем развитии очень высокого уровня мастерства. Сочетание разных элементов, использование высококачественных тканей, дополненное тончайшей художественной вышивкой, искусными аппликациями и изящной бахромой, позволяет создавать потрясающие живописные картины. В прошлом, когда народы Европы и Америки только знакомились с техникой японского пэчворка (аппликации, схемы, мастер-классы), они принимали это ремесло за живопись по шелку, настолько тонко и изящно были выполнены работы.

Картины Какэмоно

Даже если вы ничего не слышали о какэмоно, вы наверняка его видели. Если не вживую, то в фильмах и передачах о путешествиях. Вертикальные свитки с иероглифами или незатейливыми сюжетами часто сопровождают традиционный японский интерьер. А уж архитектурный стиль сёин-дзукури без какэмоно просто существовать не может.

Бумажные или шелковые полотна закрепляют по краям на двух бамбуковых валиках. Иногда валики заменяют обычными деревянными палочками. Канонический какемоно изготовлен из рисовой бумаги, расписан тушью в технике суйбокуга (живопись с помощью туши и воды) и натянут между отполированными бамбуковыми валиками. Украшение размещают в специальных нишах – токономах, или вешают непосредственно на стену.

Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и обучающихся по направлению декоративно-прикладное и изобразительное творчество «Декоративно-прикладное искусство Японии. Техника Кинусайга»

Организация: МБУ ДО ЦДО «Красноглинский» г.о. Самара

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Глава I

Декоративно-прикладное искусство Японии

Япония – потрясающая страна. Здесь уникально все – города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

Почему для нас в Стране Восходящего Солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всем умели найти гармонию, будь то наука, искусство или любовь к своим детям и стране, они очень тщательно чтили и хранили свои обычаи и традиции.

Говоря о японской культуре, традиционных искусствах в первую очередь вспоминают о поэзии, театре и живописи, но не меньшее значения имеют и исконно японские разновидности рукоделия.

Японское рукоделие столь же многообразно и удивительно. Япония является родиной многих рукодельных исскуств таких, как — канзаши, темари, оригами, икэбана, бонсай, кинусайга. О некоторых видах вы наверняка слышали.

Канзаши – это создание искусственных цветов из шелка. Украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах

(Приложение 1).

Темари – это традиционные японские вышитые шары, геометрический орнамент которых образован переплетением большого количества разноцветных ниток. Эти шары когда-то служили детской игрушкой, а теперь стали формой прикладного искусства, которое имеет множество поклонников не только в Японии, но и во всем мире

(Приложение 2).

Икэбана – это японское искусство создания композиций из цветов, трав и других предметов. Икэбана в переводе с японского языка — икэ” – жизнь, “бана” – цветы, или “цветы, которые живут” (Приложение 3).

Оригами – это искусство складывать лист бумаги таким образом, чтобы получались фигурки животных и других предметов (Приложение 4).

Кинусайга — японские картины из шелка (Приложение 5).

Таким образом, для декоративно-прикладного искусства Японии характерны следующие особенности:

Материал

Тема

Техника

шелк

Создание украшений для волос

канзаши

Шары из разноцветных ниток

Создание традиционной японской игрушки

темари

Цветы, трава, сухие ветки деревьев, камни и др.

Создание композиций для созерцания, раздумий о смысле жизни

икэбана

Квадратный лист бумаги

Создание фигур, способ погрузиться в себя для раздумий о жизни

оригами

Лоскутки шелка

Создание картин пейзажей, способ напомнить себе и окружающим о красоте окружающего мира

кинусайга

Мы видим, что и выбор темы, и материал, и техника, которую используют Японцы, занимаясь рукоделием, полностью отражают их мировоззрение: созерцательно- любовное отношение к окружающему миру.

Какэмоно сегодня.

В современном мире, где какэмоно печатаются на цветном принтере и продаются по нескольку иен за штуку, ручная работа ценится еще больше, чем в древности. В основном художники переносят на холст гравюры знаменитых мастеров: Ватанабэ Сэйтэя, Кацусики Хокусая, Укиё–Э. К примеру, какэмоно с копией гравюры «Победный ветер. Ясный день» можно встретить едва ли не в каждом третьем японском доме. Произведение входит в серию гравюр Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи». Другие известные гравюры, воплощенные в какэмоно: «Горный перевал в Косю», «Залив Нобото», «Низовье реки Мэгуро», а также гравюры Сейтея из альбома «Птицы и цветы Сэйтэй».

В процессе изготовления рисунков используются чернила, водные краски, рисовая бумага\шелк, плотная основа из мешковины.

Японская вышивка сашико схемы и назначения

Кросс-союз. Шов буквально состоит из сплошных крестовин. Нити накладываются непрерывно.

Лист конопли. Шов использовали при рождении детей. Идея в том, что ребенок должен расти однородным и сильным, как конопля.

Летающий лист конопли. Это прикладной рисунок листа конопли. Узор состоит из прямых линий, основанных на правильном шестиугольнике.

S-образный шов, они похожи на завитки.

Стрелки. Шов стрелы происходит от «демонической стрелы» и предназначен для разгона демонов. Это также означает, что вы летите в поисках счастья.

Перегородчатая строчка. Круг означает покой. Структура шва, состоящая из пересекающихся кругов, где каждый круг представляет мир. В результате мы видим круги, прикованные к бесконечности, что означает процветание и бесконечность.

Сеть — паттерн, соединяющий кривые. Свое название шов получил потому, что напоминает сеть для рыбной ловли.

Волна. Океанские волны, кажется, образуют однородный узор. Он широко применяется в одежде как один из благоприятных узоров.

Связать. Сплошной узор, в котором все формы сформированы поворотом кривых в разных направлениях.

Очень красивый узор с непрерывным узором из изогнутых линий, на котором распускаются цветы.

Ветер дует с поля.

Пошив семи сокровищ. Семь сокровищ — золото, серебро, агат, лазурит, жемчуг, коралл и горный хрусталь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: